Троеручица
Икона Троеручница (Монастырь Хиландар)
Знаете ли, что такое и откуда взялось название Троеручицы? Наши русские живописцы ошибочно пишут третью руку на иконе внизу, как бы принадлежащую Богоматери. Эта третья рука не имеет никакого отношения к телу и к пречистым рукам Богоматери и должна считаться совершенно особою; а знаете ли, по какому случаю она изображается?
История иконы Троеручицы соединена с судьбою жизни святого Иоанна Дамаскина, известного песнописца нашей Церкви. Святой Иоанн, сильно поражавший и письменно, и устно иконоборную ересь, за свою ревность в этом отношении был оклеветан Греческим императором Львом Исаврянином (в VIII веке) пред Дамасским князем, при котором святой Иоанн занимал государственную должность. Князь, не разобравши дела и не подозревая тайных козней царственной особы против святого Иоанна, приказал отсечь у него руку, писавшую ко Льву письма, будто бы полные враждебного духа против Дамаска и политической измены его князю.
Рука была отсечена и, в страх всему городу, вывешена на публичном месте. Под вечер, когда утих гнев князя Дамасского, святой Иоанн ходатайствовал пред ним через друзей своих, чтоб позволено было взять ему вывешенную на позор кисть его усеченной руки. Князь склонился на ходатайство своих придворных, друзей Иоанновых, и кисть руки была возвращена страдальцу.
Когда наступила ночь, святой Иоанн затворился в своей молитвенной и, приложивши мертвую кисть руки к составу ее, пал пред иконою Богоматери, горько зарыдал и всею силою сердечной веры и любви просил у Нее исцеления руке своей, в защиту Православия и на поражение усиливающейся иконоборной ереси.
По долгой молитве святой Иоанн задремал и в тонком сне увидел Богоматерь, светлыми и милостивыми очами взиравшую на него.
— Вот, твоя рука теперь здорова, — сказала Богоматерь святому Иоанну, — не скорби больше и исполни то, что ты обещал Мне в молитве твоей!
Иоанн проснулся, ощупывает свою руку и едва верит собственному своему чувству: рука, как и прежде, цела, ни следа болезни, и только как бы во свидетельство события, там, где была она отсечена, наподобие розовой нити остался признак кровавого усечения.
Тронутый чувством невыразимой признательности к Богоматери за Ее милость, в память дивного события святой Иоанн вычеканил из серебра кисть руки и приложил ее к иконе, отчего она впоследствии и получила название Троеручицы.
Вернуться к оглавлению письма...
Вернуться к оглавлению книги...
Карта сайта
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афонская Гора. Русский монастырь
|