Святой Иоанн Дамаскин
Чудо исцеления Иоанновой руки поразило всех в Дамаске, даже самого князя, который, питая чувства особенной дружбы к святому Иоанну до получения писем от императора Льва, оклеветавшего Иоанна в измене, более прежнего полюбил его и после долгих со своей стороны сопротивлений наконец дал ему свободу сложить с себя светское звание и удалиться в Лавру святого Саввы Освященного.
Оставляя Дамаск, святой Иоанн взял с собою и чудотворную икону, пред которою получил исцеление, и эта икона с его времени, от половины VIII даже до XIII века оставалась неподвижною в Лавре святого Саввы Освященного, то есть до прибытия туда знаменитого Саввы, впоследствии архиепископа Сербского, которому она вместе с «Млекопитательньцею», тоже чудотворною иконою Пресвятой Богородицы, находящеюся здесь, на Карее, в Хилендаре кой келлии, была дарована от Лавры в благословение по особенному на то соизволению Божией Матери, о чем я упомяну, если Бог благословит, в рассказе об иконе Млекопитательницы.
Отправляясь из Палестины, святой Савва икону Троеручицы взял с собою в Сербию, где она и находилась долго ли, коротко ли — нет положительных сведений; известно только, особенно по живописным х илендарски м памятникам, что при возникших смутах в Сербии икона Троеручицы была возложена на осла, а осел пущен на волю странствующей на нем Своею Божественною иконою Царицы Небесной.
Осел без всякого водительства со стороны людей, под непосредственным их наблюдением издали прошел до Святой Горы Афонской и пред Хилендарским монастырем стал как вкопанный. Братия торжественно приняли: к себе икону Богоматери и поставили ее в алтаре соборного храма.
Неизвестно, потому что не мог я допытаться в посещении Xилендара, сколько именно лет стояла икона Троеручицы в алтаре; одно обстоятельство вызвало ее оттуда.
Раз в Хилендаре умер настоятель; избрание нового стоило многих сильных потрясений в братстве: одни хотели того, а другие иного, так что монастырь разделился на две партии; возникли и неудовольствия и распри. Смуты братства потревожили и Богоматерь, имени Которой посвящен монастырь; Она Сама вступилась в спорное дело братии и дала ему мирное направление.
В один день братия по обыкновению собрались к утрени и видят, что икона Троеручицы не на своем месте в алтаре, а на игуменском. Относя это к тайным действиям екклесиархов, братия отнесли икону в алтарь, но на следующий день опять она появилась над игуменским местом; ее поставили снова в алтаре, а между тем были приняты все меры предосторожности: двери церкви освидетельствованы, наложены на них печати, но на третий день икона опять была над игуменским местом.
Пока еще братия дивились этой странности, является известный всем затворник, единственный между ними по святой жизни, и рассказывает видение, в котором Богоматерь изволила сказать, чтоб братия не трогали иконы Ее с игуменского места, потому что, в устранение несогласий, и в настоящее, и на будущее время при избрании игумена Она Сама хочет занять это место Своею Божественною иконою и непосредственно управлять монастырем.
С той поры не выбирают, и нет там действительного игумена из братии, а есть только про-игумен, то есть наместник, заведующий монастырем, и всегда остается праздно в церкви место игуменское, над которым стоит икона Троеручицы.
Я был в этом монастыре, покланялся и лобызал святую икону Богоматери Троеручицы; Ее вид чрезвычайно выразителен и даже строг. Так как нет здесь игумена, екклесиархи берут благословение на что бы то ни было - на звон ли к службе или к начатию ее — у иконы Троеручицы и по существующему здесь, на Афоне, положению, одевшись в мантию, подходят к иконе, делают пред ликом Богоматери два земных поклона с крестным знамением, целуют Ее руку, а потом, как пред Настоятельницею, падают в землю, уже без крестного знамения.
Один екклесиарх в бытность нашу в Хилендаре признавался нам, что, подступая к иконе для принятия от Богоматери благословения, он ощущает невольный страх, похожий на страх подчиненного власти, а с тем вместе и чувство детской любви, как пред Матерью вечной любви и утешения.
Вернуться к оглавлению письма...
Вернуться к оглавлению книги...
Карта сайта
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афонская Гора. Русский монастырь
|