Главная
Новости
Тексты
Стихи
Галереи
Файлы
Видео
Аудио
О проекте
Отзывы о книгах
Монах Симеон Афонский Издания
Написать письмо
Карта сайта
Поиск
Все комментарии
Православный каталог
Сегодня
21 января
Отречение от привязанности К вещам, помыслам и к своему “я”, До полного с ним несогласия – Три твердыни совершенной Любви И безстрастия.

Старец

 
Информационный портал о старцах и старчестве. Что такое - старец. Как происходит передача опыта старца. Почему мудрые высказывания старцев чаще всего состоят из притч. Что такое молитва старцев? Как появилась молитва Оптинских старцев? Почему старцы пишут стихи? Почему старцы всегда гонимы? Наконец, все эти вопросы подводят нас к главному - что такое Церковь? Здесь не может быть прямого и однозначного ответа. И тем не менее, ответ жизненно важно найти. Самое трудное в поиске - научиться, как выделить главное. Для этого создан наш портал. Если вы задали себе эти вопросы, тогда нам по пути. Смотрите:

Новые статьи на портале

Книги монаха Симеона Афонского

Штатный монастырь

 

 

Обозрение многосто­ронних путей иноческой жизни на Афоне

 

 

Штатный монастырь

 

Как лучше начать нам обозрение многосто­ронних путей иноческой жизни на Афоне -сверху ли вниз, или снизу вверх? Так как все мы силимся и в духовном смысле, и в нравственном отношении идти и возноситься на высоту, и в нашей беседе поступим так, то есть начнем со штатных монастырей, где жизнь вольна, зако­ноположения хотя и строги, но, по немощи человеческой, смягчены и сделаны значительные уступки, важные потачки плоти и поблажки своеволию.

 

Из этого одного вы уже поймете, что штатные монастыри стоят здесь на первой, на самой нижней степени иноческого восхожде­ния к Небу. Под именем штатного разумеется такой монастырь, в котором нет между иноками решительно почти ничего общего, в котором каждый живет под собственным руководством и по своему произволу, так что, если кто не хочет, не бывает в церкви у служб, и никто не в праве требовать от него отчета в его келейном поведении, отчего большая часть братии, осо­бенно проестосы, оставляют церковное правило; вычитают или нет в своей келлии, что нужно в отношении молитвенных обязанностей к Богу, знает только совесть каждого и Бог.

 

Некоторые послушания бывают иногда общими, но зато проестосы, или старшие, не участвуют в них, а если кто и из младшей братии не хочет тру­диться и богат, нанимает вместо себя другого, чего вовсе не водится ни под какими условиями в общежитиях. Таким образом нравственность и подвижнические успехи штатных монастырей вообще в плохом положении. На них можно так же смотреть, как на жалкое семейство, где нет единения, где каждый следует влечению собс­твенного сердца и располагает своими действия­ми без всякого влияния на них старшего члена или главы семейства.

 

 

В рассуждении трапезы в штатных монасты­рях тоже, как и в церковной службе, нет ничего общего. Все кушают по келлиям, а общая трапе­за бывает только для приходящих и работников. Собирается, правда, братство и в трапезу, но раз в год, не более, отчего эта часть, то есть трапеза, в штатных монастырях остается в удивительном запустении.

 

Всякий там получает положенную порцию жизненных продовольствии и в своей келлии готовит как хочет, прикупая к этому все, чем лакомится вкус и услаждается мудрование плоти. От этого-то можно видеть и на Святой Горе иноков с цветущим лицом, в богатой одеж­де, со всеми отличительными чертами независи­мой, плотской жизни и с настроенностью духа не совсем иноческою. Мы очень легко узнаем

здесь - кто киновиат или кто штатного монас­тыря инок, потому что между ними в их самой поступи, в беседе и вообще в наружном виде замечательная противоположность.

 

 

Впрочем, и в штатных монастырях есть часть иноков строгой жизни, у которых образ мыслей возвышенный и светлый, развитие душевных сил в подвижническом отношении самое удов­летворительное. Можно в таком же тоне и с такой же хорошей стороны отозваться об эко­номической и распорядительной части; они в порядочном виде, оттого что погодно выбирают­ся из числа братства епитропы, или поверенные, на ответственности которых лежит монастырь и его внешние дела.

 

Возникающие неприятности между братиею решаются в штатных монасты­рях собором старших лиц, составляющих род частного, домашнего синода. Нет ничего в них изменчивее и жалчее проигуменской должности; в ней один год перебывают несколько человек, потому что в эту должность поступают таксидчики, то есть сборщики, рассылаемые в разные места и страны за милостынею.

 

Случается так, что избранный проигумен только что вступит в свою должность, только что получит насто­ятельскую трость с щегольским набалдашни­ком, - является новый таксидчик с значитель­ною суммою сбора; в вознаграждение трудов новоприбывшего провозглашают проигуменом, а прежнего, который иногда и месяца не пробыл на своем месте, увольняют на покой.

 

Сменившийся проигумен таким образом остается только в числе проестосов, то есть почетных старцев, которых, по причине частой смены проигуме-

 

нов, множество в каждом штатном монастыре. Должность проигумена слишком ограничена и важна только даруемою от монастыря тростью с щегольским набалдашником; его обязанность и распоряжения - в церкви и в трапезе; вне их он тот же послушник, без прав и без голоса в братстве, потому что внешние дела монастыря, как было уже сказано, лежат на ответственности епитропа, составляющего, в свою очередь, глав­ную особу между братством.

 

 

Штатных монастырей насчитывается здесь двенадцать.

 

 

Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца. 

1844 г., Афонская Гора. Русский монастырь

 

Вернуться к оглавлению письма...

Вернуться к оглавлению книги...

 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
* Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Последние обновления на портале
Увещание ко Спасению или время созидать самих себя
Духовные горизонты Часть I
Духовные горизонты Часть II
Стихи для тех, кто любит Афон
Ум во Христе
О Любви и Благодати
Опыт, оплаченный жизнью, или практические советы из уст в уста
Земное счастье и небесное блаженство или почему мы не Боги?"
Ис­кус­ст­во борь­бы с по­мы­с­ла­ми Часть I
Ис­кус­ст­во борь­бы с по­мы­с­ла­ми Часть II
О самом простом I часть (Притчи для взрослых)
О самом простом II часть
О самом простом III часть
О самом простом IV часть
Монах и лестница Часть I
Монах и лестница Часть II
Сборник: О самом простом
Монах и лестница Часть III
Золотая ниточка (Притчи для детей)
Живи незаметно
Чистое сердце
Старец
Помыслы
Блуд
Рак, лечение
Тернистым путем к небу Епископ Варнава (Беляев) - Вступление
Тернистым путем к небу Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть I
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть II
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть III
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть IV
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть V
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть VI
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть VII
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) - Часть 1
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) - Часть 2
Житие прп. Симона Радонежского Смоленского
Свобода - это | Свобода | Дверь, которая нарисована на стене | Свобода Любви | Путь к свободе | Вкус Свободы | Умереть за Любовь| Скорби | Необходимое | Нечистая совесть | Окаменевшее сердце | Смерть | Жизнь | Союз сердец | Любовь | Высшая форма Любви | Преданность | Труд сердцем | Прямота | Стойкость | Умение любить | Верность | Деньги | Богатство | Духовное здоровье | Человек | Ум разум | Ум | Предательство| Улица детства | Язык Любви | Стихи о Любви | Вечная Любовь | Смысл Любви | Любовь правда | Правда| Молитвы| Любовь страсть | Любовь жизнь | Цельная Любовь | Здоровье души| Смирение | Истинное смирение| Смирение и ум| Смирение и страх| Смирение и мир| Преданность|

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Рейтинг@Mail.ru
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi & Илья

При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать
активную ссылку http://www.isihast.ru

Монах Симеон Афонский Смиренному сердцу невозможно причинить вред, ибо оно научилось прощать всех.


Монастырь Дивеево