Главная
Новости
Тексты
Стихи
Галереи
Файлы
Видео
Аудио
О проекте
Отзывы о книгах
Монах Симеон Афонский Издания
Написать письмо
Карта сайта
Поиск
Все комментарии
Православный каталог
Сегодня
15 января
В ближнем – зависть к тебе, а у недруга – злоба, Значит, к горнему Царству ведут тебя оба.

Старец

 
Информационный портал о старцах и старчестве. Что такое - старец. Как происходит передача опыта старца. Почему мудрые высказывания старцев чаще всего состоят из притч. Что такое молитва старцев? Как появилась молитва Оптинских старцев? Почему старцы пишут стихи? Почему старцы всегда гонимы? Наконец, все эти вопросы подводят нас к главному - что такое Церковь? Здесь не может быть прямого и однозначного ответа. И тем не менее, ответ жизненно важно найти. Самое трудное в поиске - научиться, как выделить главное. Для этого создан наш портал. Если вы задали себе эти вопросы, тогда нам по пути. Смотрите:

Новые статьи на портале

Книги монаха Симеона Афонского

Афонские пустынники

 

 

Афонские пустынники

 

Окружающие меня старцы с выра­жением искренней привязанности и сердечного доброжелательства; мысль: «последний день на Афоне, -   все это наводит на меня невырази­мую тоску и смятение духа. Рад бы я не ехать, но нельзя же и оставить Палестину; нельзя же, бывши уже на пути к ней, остаться нечувстви­тельным к Божию Промыслу, доставившему мне и возможность, и средства пробраться за границу.

 

Сегодня ввечеру нас не будет уж на Афоне... Тяжелая мысль! Горькая истина! По крайней мере, целый день еще в моих руках и, по дару свыше, в моем полном распоряжении на Святой Горе, среди приветливого братства Русского монастыря. Самые греки сочувствуют русским, в грустной разлуке их со мною... Так мы сроднились, так мы связаны чувствами вза­имности, чуждой расчетов и своекорыстия! Но побеседуемте о вчерашнем предмете; начатое надобно кончить.

 

 

Разделения здешнего подвижничества на сте­пени, о которых я беседовал вчера, как ни высоки в своих восхождениях к совершенству духовной жизни, но они все-таки в некоторых отношениях, если взять во внимание общение иноков

между собою, их связи, взаимность свидания друг с другом во всякое время. Мы, кажется, с тем рождены и созданы, чтоб быть в неразрыв­ном союзе любви, дышать обществом и жить друг для друга.

 

Представьте ж после этого, легко ли человеку стать выше своей собственной природы и общего людям призвания, подавить в себе чувс­тво взаимного общения, удалиться от всех и жить в глубокой пустыне одному себе, среди зверей и страхований невидимого беса?..

 

Такового рода подвижников на Афоне очень много. Впрочем, они не по ненависти к людям оставляют и бегают людей, а по внутреннему, сердечному влечению к ангельской жизни, высоты и бесстрастия которой не то чтобы не возможно достичь в мире, а чрез­вычайно трудно среди молвы, попечения житейс­кого и различных соблазнов.

 

Каково же, скажите, стать выше самого себя, убежать в глубокую дебрь или пустыню и там захоронить себя от всего света, от всех, даже невинных, наслаждений жизни? Там, среди пос­тоянных упражнений в созерцательной жизни, в подвигах поста и немолчной молитвы, пустын­ники страдальчески томят свою плоть, между тем как по мере ее томления мужает в них дух веры и молитвы….

 

 

Самая плоть их до такой степени одуховляется, что они, по выражению Священного Писания, крылатеют как орлы...

 

Афонские пустынники достигают иногда до такой степени самоотвержения, что решитель­но ничего не имеют: ни надлежащей пиши, ни одежды, ни келлии; питаются кореньями и травами, одеваются иногда кое-как лохмотья­ми, а живут в диких ущельях, в пещерах и в пропастях земных, как выражается помянник церковный.

 

Может быть, есть из них и такие, которых редко можно видеть; но совершенная ложь и клевета, как я уж говорил, чтоб они доходили до такого сумасбродства и ненависти к людям, чтоб убивали встречного за нарушение их уединения. На Афоне руководствуются все и каждый порознь правилами Святой Церкви и уставом святого Василия, а разве есть в них какое право или какое разрешение убивать невинно человека?

 

Я никак не могу надивиться, вспоминая г. Д.: с чего он напал на беззащитных и что ему сделали бедные афонские подвижна ки, что он так легкомысленно и неверно смотрел на их отшельнический быт?..  Блажени есте, говорит Господь, егда поносят вам; значит, и толковать нечего.

 

Как бы ни высоки были святостью жизни здешние пустынники, но они не бесплотны, они не Ангелы; значит, Таинство Причащения и им необходимо так же, как и последнему из кающихся грешников. Для этого-то, собственно, иногда сами сокровеннейшие из пустынников являются к известному им духовнику или духов­ник приходит к ним и причащает их Святых Тайн в условленное время.

 

 Справедливо, что они бегают людей, но не убивают их. Напротив того, если кто их ищет для душевной пользы и назидания, а не из простого любопытства, для таковых они приветливы, ласковы и ангельски добры. Мир только привык воображать и назы­вать подобных пустынников дикарями или зве­рями, а Святая Церковь - заметьте, Церковь не стыдится величать их земными Ангелами и небесными человеками. Легкомысленный, бед­ный мир! Светла твоя мишура, личинность, но пред чистым золотом, пред избранными Божиим и, пред святыми, жалкими по виду, ты летучая пыль, ты совершенное ничто!..

 

 Не будь святых, ты бы давно был поглощен геенною.

Есть здесь и другой род пустынников, не так строгих, но все-таки стоящих на высокой степени самоотвержения и внутренней чистоты. В некоторых отношениях жизнь их, кажется, немного легче первых, потому что они каждую субботу и праздник являются в монастырь для принятия Святых Тайн; значит, они во всегдаш­нем общении со своим братством.

 

 Эти пустын­ники живут при монастырских виноградниках и дачах, некоторые из них занимаются иногда и рукодельем, а другие только молитвою и кое-чем около келлии; одиночество их делят коты, пищу и одеяние имеют они от монастырей своих, и чаще всего первую, то есть пищу, таскают на плечах своих по исходе недели. Умилительно видеть их труды в этом отношении!

 

По оконча­нии бдения, Литургии и трапезы в праздники мы обыкновенно располагаемся отдыхать, а пустынники между тем, набравши Кубани (припасов), взваливают торбу с ними на старческие свои плечи и с палкою в одной, а с четками в другой руке тащатся в свою сокровенную пус­тыню.

 

 Ни летняя жара, ни раскаленные лучи солнца, ни истомленность от всенощного бдения не останавливает их; обливаясь потом, молча и чуть-чуть бредут они по горным высотам, в крайнем изнеможении и часто отдыхая под тенью лавров. Бывало, после трапезы, выходя за монастырь для прогулки, я подолгу и с наслаж­дением сматривал на эти сцены старческих под­вигов под ношею святогорской торбы!

 

 

Кроме этих родов подвижнической жизни, есть на Афоне еще два, во всем отдельные от них в наружном своем виде, но в цели и в сердечном настроении одинаковые. Это странничество и юродство.

 

 

Странничество отличительною чертою внут­реннего своего характера имеет необыкновенное терпение. Бывали здесь примеры, особенно в лице одного архимандрита, что странники день и ночь проводили под открытым небом, перено­ся все перемены воздуха, холод, жажду и лише­ния всякого рода в высшей степени. Гора была для них приютом.

 

Переходя по ней от места к месту, подобные страдальцы только на болезнен­ном или на смертном одре находили успокоение и отдых для своей истаскавшейся по горе плоти, не заботясь, где и кто уложит ее в могилу на вечный сон. Не многие образцы странничества в подобном роде видала Святая Гора, зато чем они реже, тем поразительнее для пугливого вообра­жения слабых людей и тем выше пред обыкно­венными подвигами келейной жизни.

 

 

В настоящее время здесь едва ли не один только юродивый (диакон), и тот, впрочем, не делает особенных странностей для прикры­тия своих дивных подвигов, потому что это на Святой Горе вовсе лишнее, при бесчисленных образцах ангелоподобной жизни.

 

Ну, теперь уж последнее «прощайте!» Если Бог сохранит меня в пути и останусь жив, напи­шу вам при возможном случае, из Палестины; а ежели донесется до вас слух, что нет меня в живых, помяните в молитвах ваших и не забудь­те, что где бы ни был, здесь ли, на земле, или там в загробном мире, - всегда останется верен чувствам дружбы и сердечной к вам привязан­ности странствующий святогорец.

 

Р. 5. Не так давно отбыл со Святой Горы отец П., архимандрит Русской миссии в Афинах; с ним были трое певчих и священник белец159 отец Иустин. Они довольно долго гостили у нас и утешали греков стройным русских пением.

 

Отец П. поступил в Миссию из ректоров Смоленской семинарии. Его трогательное сми­рение и простота в обхождении с последним из нас привлекли сердца не наши только, но и всех, кто имел случай сблизиться с ним и видеть его в непритворности русского обращения и при­ветливости.

 

Отражение светлого просвещения в духе истины Христовой в нем так живо, что каждое его слово, каждая мысль проникнуты чувством и теплотою сердечного убеждения. Я с ним странствовал несколько по Святой Горе, много беседовал и неоднократно слышал отзывы о Святой Горе, которые своею истиною и добро­сердечием так же далеки от клеветы г. Д., как далеко небо от земли, и взгляд их на афонский аскетизм в таком же между собою контрасте, в каком свет и тьма. Отец П. с умилительным восторгом иногда восклицал:

 

- Не понимаю, как люди могут возноситься до такой высоты иноческого совершенства! Как велики афонцы в своих подвигах!

 

Благословения всей Святой Горы были напутствием отцу П., который, садясь на мула и прощаясь с нами, прослезился и долго, долго глядел на оставляемый им Русик и на наше скромное братство. Он приглашал меня с собою в Афины, чтоб оттуда ехать в Палестину, но я отказался по некоторым обстоятельствам, а главное, потому, что Греция не входила в пас­порт и в состав моего странствия по Востоку.

 

 

Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца. 

1844 г., Афонская Гора. Русский монастырь

 

Вернуться к оглавлению письма...

Вернуться к оглавлению книги...

 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
* Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Последние обновления на портале
Увещание ко Спасению или время созидать самих себя
Духовные горизонты Часть I
Духовные горизонты Часть II
Стихи для тех, кто любит Афон
Ум во Христе
О Любви и Благодати
Опыт, оплаченный жизнью, или практические советы из уст в уста
Земное счастье и небесное блаженство или почему мы не Боги?"
Ис­кус­ст­во борь­бы с по­мы­с­ла­ми Часть I
Ис­кус­ст­во борь­бы с по­мы­с­ла­ми Часть II
О самом простом I часть (Притчи для взрослых)
О самом простом II часть
О самом простом III часть
О самом простом IV часть
Монах и лестница Часть I
Монах и лестница Часть II
Сборник: О самом простом
Монах и лестница Часть III
Золотая ниточка (Притчи для детей)
Живи незаметно
Чистое сердце
Старец
Помыслы
Блуд
Рак, лечение
Тернистым путем к небу Епископ Варнава (Беляев) - Вступление
Тернистым путем к небу Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть I
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть II
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть III
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть IV
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть V
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть VI
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть VII
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) - Часть 1
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) - Часть 2
Житие прп. Симона Радонежского Смоленского
Свобода - это | Свобода | Дверь, которая нарисована на стене | Свобода Любви | Путь к свободе | Вкус Свободы | Умереть за Любовь| Скорби | Необходимое | Нечистая совесть | Окаменевшее сердце | Смерть | Жизнь | Союз сердец | Любовь | Высшая форма Любви | Преданность | Труд сердцем | Прямота | Стойкость | Умение любить | Верность | Деньги | Богатство | Духовное здоровье | Человек | Ум разум | Ум | Предательство| Улица детства | Язык Любви | Стихи о Любви | Вечная Любовь | Смысл Любви | Любовь правда | Правда| Молитвы| Любовь страсть | Любовь жизнь | Цельная Любовь | Здоровье души| Смирение | Истинное смирение| Смирение и ум| Смирение и страх| Смирение и мир| Преданность|

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Рейтинг@Mail.ru
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi & Илья

При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать
активную ссылку http://www.isihast.ru

Монах Симеон Афонский Смиренному сердцу невозможно причинить вред, ибо оно научилось прощать всех.


Монастырь Дивеево