Скит Ксенофский история
Скит Ксенофский расположен на уединенном месте, по южному скату одного из прибрежных холмов залива Монте-Санто, то есть Святогорского. Глубокий поток, к которому низменною частью своею отклонился скит; служит граничною чертою земель Русского и Ксенофского монастырей. Только на шумное море, к юго-западу, расстилается даль своими однообразными видами; с прочих сторон скит загорожен высотами.
Древняя и небольшого объема церковь соборная ничего не имеет особенного в наружном своем виде, она обыкновенных форм и стиля. Близ нее устроена гостиница (фондарик), а по сторонам на значительном пространстве разбросаны убогие келлии скитской братии; при каждой из них своя церковь, разумеется, самая малая - для двух, а много для пяти братий.
Престол вообще в келейных церквах, или параклисах, не отделяется от восточной стены, а занимает место в глубокой нише, выложенной в полукружие. Подобные ниши устрояются возле престола: слева для жертвенника, а справа для ризницы. В церквах такого рода нет царских и боковых дверей: они заменяются занавесками. О жизни скитской помнится, я писал.
Говорят, что Ксенофский скит прежде принадлежал Русскому монастырю; это подтверждается хранящимися у нас актами. Но тогда как Русик дошел до крайности и запустения, Ксенофский монастырь усвоил себе скит со значительным пространством земли и навсегда утвердил его за собою.
Разумеется, если бы Русик имел прежнюю силу свою или пользовался бы особенным покровительством Русской миссии в Константинополе, потерянное и отнятое могло бы найтись для него; но кто восстанет за него и кто поможет ему в его критическом положении?.. Русик, впрочем, держится евангельских правил: он все терпит, в чаянии светлой будущности.
Дикей, или годичный правитель, Ксенофского скита нас принял с болгарским радушием, с истинно иноческим расположением сердца. Кофе был тотчас изготовлен, и вслед за тем довольно сытный и вкусный ужин из овощей пустынных укрепил и оживил наши силы. Около полуночи, не ранее, мы заснули после ласковых речей и братской приветливости дикея и его скромного послушника.
Наутро мы, вычитавши правило, пошли в церковь. Всего для меня утешительнее было видеть и лобзать здесь, между частицами святых мощей, главу святого Амвросия Медиоланского. По чувству особенного благоговения к сему величайшему из святителей западных, я живо себе представил его жизнь и дивные ее обстоятельства, его апостольскую ревность и несокрушимую твердость духа в обличении сильных земли. Амвросий, как признавал и сам Феодосии Великий, был единственным епископом своего времени и века. Литургию слушать пригласили нас в одну из келейных церквей скита.
Главное продовольствие здешней братии состоит в собственных трудах их и в случайных пособиях поклонников, которые иногда заглядывают и сюда по особенному приглашению дикея или по указанию того, кто водит их по Святой Горе. Вообще можно сказать о скитской жизни, что она требует многих трудов телесных для того только, чтоб приобрести себе неукоризненный кусок насущного хлеба.
О подвигах духовных - нечего говорить: они исключительная принадлежность скитского иночества. Самая местность скитов святогорских вполне оправдывает строгость их жизни, потому что все они расположены в глубоком уединении пустынь и удалены от общения с монастырями.
Замечается и то, что поклонников и странных с большим радушием и ласковостью принимают в скитах, чем в монастырях. Особенно штатные монастыри дорожат мало ценою и достоинством искреннего странноприимства. Киновий, то есть общежительные монастыри, другое дело: там райская жизнь и апостольское единение духа всех и каждого, там приветливость в духе Авраам лева странноприимства!..
Кофе и завтрак нам были представлены у дикея на гостинице, которая господствует над всеми келлиями, расположенными на скате, по направлению к западу. Отсюда, из окон гостиницы и с террасы, лучший вид на море и на отвесные скалы и живописные холмы, встающие один за другим на рубеже Русиковой стороны потока.
Я долго любовался из окон, в которых не было рам, на подвижные воды отдаленого моря, к которому расстилался скат холма в разнообразии направлений и цветущих рощей. Добродушный и приветливый дикей нас осыпал ласками и утешал беседами, так что мы только к вечеру того дня расстались с ним. Обратный путь наш был по тем же самым местам и ничего не представлял особенного, кроме того, что влево у нас оставались развалины келлии, разрушенной землетрясением; при ней была церковь во имя святого Предтечи Господня Иоанна.
В соседстве с нею стоит калива, где уединялся несколько времени отец Моисей, соловецкий иеромонах, скончавшийся здесь в 1843 году. Пред кончиною он принял святую схиму и наречен Мефодием.
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афонская Гора. Русский монастырь
(Афон. Есфигмен)
Вернуться к оглавлению письма...
Вернуться к оглавлению книги...
Карта сайта |