Русский старец, уклонявшийся от послушаний
И теперь еще жив у нас русский старец, опытом изведавший истину слов моих. Я лично знаю этого старца и редкий день не вижу его...
По чувству сердечного влечения к молитве, не разумея чрезвычайного достоинства и важности послушания, русский старец стал уклоняться от общих монастырских работ и братских занятий. Бывало, братия по совершении утреннего правила идут на работы, а тот старец тихонько скрадется от всех и удалится в лес для молитвы, в которой и проводил все то время, пока другие трудятся в поте лица. К обеду только или к вечеру является молитвенник в свое место.
Таким образом день ото дня сильнее разгоралось сердце прельщенного таинственным побуждением к сокровенной молитве, и помысл непрестанно твердил ему, что молитва - свойство ангельского духа и пища души нашей, между тем работы - потребность житейская, мирская и суетная. В гибельном прельщении себя подобными вымыслами собственного разума и бесовскими наговорами инок стал долее обыкновенного проводить время в молитве, притом в лесу, и наконец в виду всех начал уклоняться от послушаний.
На вопрос эконома, почему он не ходит на работы, инок отвечал двусмысленно и неудовлетворительно, так что невольно навлек на себя справедливые подозрения более опытных старцев. Так протекло несколько времени. Прельщенный совершенно увлекся в расставленные сети хитрого демона и до того дошел, что начал принимать к сердцу мысль о высоте своего подвига.
Демон торжествовал и наконец напал на свою жертву решительным образом. Тогда как инок становился на молитву, ему чувственно представал светлый Ангел, благословлял его молитвенный труд и ублажал тайные для всех подвиги. Инок был вне себя от удовольствия при виде небесного Ангела, который самыми убедительными доводами превозносил молитву его и унижал
послушания братства.
Бог знает, какие были бы следствия такого прельщения, если бы не принял в иноке участия один из греческих старцев. Частые отлучки русского инока и всегдашняя уклончивость его от послушаний, при образцовой между тем скромности и назидательном образе внешнего поведения, обратили на него внимание старца-грека, к которому и русский инок питал чувство доверенности и уважения. Грек успел как-то выпытать несчастного, так что тот про все рассказал старцу, и даже о явлении Ангела. Старец испугался братней исповеди.
- Ты помнишь, - кротко заметил он несчастному, - что у нас говорится: «послушание паче поста и молитв… Как же ты своевольно решаешься на твои молитвенные подвиги, да к тому же втайне от всех? Тебя погубит демон, - строго заметил старец, - он сведет тебя с ума, если ты не отстанешь от твоей самочинной молитвы, которая вменяется тебе в грех и доставляет демону свободный к тебе доступ. Тебе является сатана, а не Ангел. Испытай это, если хочешь…
- Как же? - в смущении и испуге спросил несчастный брат старца.
- А вот как, - отвечал тот, - не уходи более в лес, трудись наравне с братнею, и твой келейный канон совершай в келлии. Ты сам увидишь, что будет с тобою. Разумеется, демон попытается и еще являться тебе в виде Ангела, но ты строго держись твоей молитвы и не обращай внимания на призрак. Если послушаешься меня, - присовокупил старец, - Бог тебе поможет выпутаться из демонских сетей; в противном случае сам на себя жалуйся. Я вперед тебе скажу, что ты сойдешь с ума и очень легко можешь погибнуть. Знай, что наша воля и наши собственные, плотские мудрования без руководства старческого - единственная вина нашей погибели, - одушевленным голосом произнес старец и замолчал.
Беседа разумного старца сильно подействовала на несчастного брата: он принял ее с полным убеждением и доверчивостью и поступил так, как ему посоветовал старец. В первый же день, когда кончились работы, на которых был и русский инок, действительно, во время вечернего келейного правила явился ему Ангел. Но, спокойно продолжая молиться и класть поклоны, инок не обращал на него никакого внимания и даже не взглянул на него.
Светлый Ангел взбесился; вместо прекрасного и молниезрачного юноши вдруг очутился гадкий эфиоп с сверкающими как огонь глазами и пустился скакать пред молившимся братом. Напрасно тот крестился и учащал поклоны, надеясь уничтожить демона, - демон не исчезал и препятствовал иноку совершать канон. Это огорчило брата. В досаде и негодовании на демона он взмахнул четками что было мочи, поразил ими призрак, и демон, ударив по уху инока своею бесовскою лапою, как дым исчез. С той поры несчастный брат оглох и поныне тем ухом, по которому ударил его демон, ничего не слышит. Таковы следствия нашего самочиния в пустынных киновиях. Прощай пока.
(Афон. Каруля)
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афонская Гора. Русский монастырь
Вернуться к оглавлению письма...
Вернуться к оглавлению книги - Часть II...
Карта сайта |