Главная
Новости
Тексты
Стихи
Галереи
Файлы
Видео
Аудио
О проекте
Отзывы о книгах
Монах Симеон Афонский Издания
Написать письмо
Карта сайта
Поиск
Все комментарии
Православный каталог
Сегодня
24 января
  Чтобы спастись, следует не только отказаться от привязанности к близким и родным, но стать последним среди всех и для всех чужим.

Старец

 
Информационный портал о старцах и старчестве. Что такое - старец. Как происходит передача опыта старца. Почему мудрые высказывания старцев чаще всего состоят из притч. Что такое молитва старцев? Как появилась молитва Оптинских старцев? Почему старцы пишут стихи? Почему старцы всегда гонимы? Наконец, все эти вопросы подводят нас к главному - что такое Церковь? Здесь не может быть прямого и однозначного ответа. И тем не менее, ответ жизненно важно найти. Самое трудное в поиске - научиться, как выделить главное. Для этого создан наш портал. Если вы задали себе эти вопросы, тогда нам по пути. Смотрите:

Новые статьи на портале

Книги монаха Симеона Афонского

Живопись ита­льянской школы

 

 

Живопись ита­льянской школы

 

Ваши картины получены мною в среду Страстной седмицы. Как Вы порадовали меня присылкою этих драгоценных для меня залогов Вашей внимательности ко мне и искренности Ваших дружеских отношений! Несколько раз я перебирал и пересматривал Ваш подарок, и чем долее гляжу, чем более любуюсь на картины, тем они дороже становятся моему сердцу, тем милее для меня воспоминание о родине и об оставленных на ней друзьях моих.

 

Только Вы, кажется, слишком пленяетесь вымыслами ита­льянской школы и слепо веруете произведениям современного вкуса, не обращая внимания на то, близок ли современный характер живописи к древнему, истинно творческому, и в родствен­ных ли отношениях между собою итальянская и византийская школы?

 

Этот вопрос важен сам по себе, и ответ на него должен быть удовлетвори­тельный. Я не берусь отвечать за Вас, а только замечу, что две из Ваших картинок меня заняли особенно: я смотрел на них и смотрю; смотрел на подпись и не знаю, чему верить: подписи ли или самым изображениям?

 

На одной из них подпись на каком-то западном языке: «Мария» и прочее; по всему догадываюсь и по самым даже словам, созвучным латинскому, не совсем еще забытому мною, что это Мария Богородица: необыкновен­ный свет разлит вокруг Нее, и из самых дланей точатся струи благодати, что самое и под­тверждает мою догадку, то есть что это Мария Богоматерь; но вид, формы, перехваченная талия, нескромные перси, локонами вьющиеся по плечам волосы - все это проявляет харак­тер не Приснодевы, хотя потупленный взор и полон девственного чувства и как будто застен­чивости.

 

 

Вдобавок к неприличному очертанию Божественной Девы, Она с непокрытой головою. Хотелось бы верить, но никак не могу, что это Богоблагодатная Мария. На другой картинке изображена святая Екатерина великомученица, тоже с нерусской внизу подписью.

 

 

Как Вам угодно, а эти две картинки, хотя и высокой гравировки, но никуда не годятся по своему характеру. Посудите сами: хорошо ли, не грешно ли Чистейшую и самых Ангелов Марию подводить под вкус современного светского общества, выставлять Ее в таком виде, в каком Запад со своими причудами по отношении к женскому убранству и своею асотическою характеристикою?

 

Вы помните, как святой апос­тол Павел запрещает женам, а тем более девицам обнажать свою голову: с чего же он взял это? Конечно, как современник Пренепорочной Девы Богородицы, он в сем случае руководствовался Ее характером, обычаями и самым вкусом. Это подтверждается и первыми образцами христи­анской живописной школы.

 

Посмотрите где Вам угодно на Востоке: и по сю пору Вы не найде­те ни в рисунках, ни на иконах Божественной Девы Марии с открытою головою и персями без покрова, с небрежно вьющимися волоса­ми. Греческая Церковь, принявши образец в священных произведениях евангелиста Луки, как писать Богоматерь, в течение целых веков не отступала от него ни на йоту. Византийская школа не изменяла и не изменяет никогда своего стиля в этом отношении.

 

Откуда ж заняла такой характер в изображении Божественных лиц ита­льянская школа? Как решился Запад унижать Богоблагодатную Марию до нашей суетности, в отношении убранства? Это уж слишком погрешительно. В справедливом признании искусных произведений итальянской школы и мы мало-помалу начали усваивать себе ее характер, и таким образом в нашу Церковь вкрадываются вольности зографической кисти, тогда как Греческая Церковь недоступна ни для одного из нововведений Запада в отношении к живописи.

 

 Есть, правда, и у нее обыкновение изображать Богоматерь с рассыпанными по персям волоса­ми, но только под Крестом, при умирающем Ее Сыне и при Его погребении; но самое тогдаш­нее положение Богоматери при Кресте, как и Церковь поет, терзавшей власы Свои от преиз­бытка сердечной скорби и страданий, оправды­вает мысль художника. Кроме этого, Греческая Церковь ни в каком случае не допускает подоб­ных вольностей иконописной кисти.

 

Представьте греку лучшее из произведении Рафаэля, но если в нем не выдержан строгий христианский характер, грек хладнокровно отворотится от картины; он лучше будет, даже с наслаждением, смотреть на нашу суздальскую, как говорится, лубочную живопись, если только разлит в ней дух Православия и патриархальной простоты, я говорю - лучше будет смотреть на эти слабые просветы, на эти отвлеченные тени византийско­го стиля, чем на гениальное творчество западной кисти.

 

(Афон. Каруля)

Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца. 

1844 г., Афонская Гора. Русский монастырь 


Вернуться к оглавлению письма...

Вернуться к оглавлению книги - Часть II...

Карта сайта

 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
* Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Последние обновления на портале
Увещание ко Спасению или время созидать самих себя
Духовные горизонты Часть I
Духовные горизонты Часть II
Стихи для тех, кто любит Афон
Ум во Христе
О Любви и Благодати
Опыт, оплаченный жизнью, или практические советы из уст в уста
Земное счастье и небесное блаженство или почему мы не Боги?"
Ис­кус­ст­во борь­бы с по­мы­с­ла­ми Часть I
Ис­кус­ст­во борь­бы с по­мы­с­ла­ми Часть II
О самом простом I часть (Притчи для взрослых)
О самом простом II часть
О самом простом III часть
О самом простом IV часть
Монах и лестница Часть I
Монах и лестница Часть II
Сборник: О самом простом
Монах и лестница Часть III
Золотая ниточка (Притчи для детей)
Живи незаметно
Чистое сердце
Старец
Помыслы
Блуд
Рак, лечение
Тернистым путем к небу Епископ Варнава (Беляев) - Вступление
Тернистым путем к небу Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть I
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть II
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть III
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть IV
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть V
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть VI
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть VII
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) - Часть 1
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) - Часть 2
Житие прп. Симона Радонежского Смоленского
Свобода - это | Свобода | Дверь, которая нарисована на стене | Свобода Любви | Путь к свободе | Вкус Свободы | Умереть за Любовь| Скорби | Необходимое | Нечистая совесть | Окаменевшее сердце | Смерть | Жизнь | Союз сердец | Любовь | Высшая форма Любви | Преданность | Труд сердцем | Прямота | Стойкость | Умение любить | Верность | Деньги | Богатство | Духовное здоровье | Человек | Ум разум | Ум | Предательство| Улица детства | Язык Любви | Стихи о Любви | Вечная Любовь | Смысл Любви | Любовь правда | Правда| Молитвы| Любовь страсть | Любовь жизнь | Цельная Любовь | Здоровье души| Смирение | Истинное смирение| Смирение и ум| Смирение и страх| Смирение и мир| Преданность|

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Рейтинг@Mail.ru
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi & Илья

При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать
активную ссылку http://www.isihast.ru

Монах Симеон Афонский Смиренному сердцу невозможно причинить вред, ибо оно научилось прощать всех.


Монастырь Дивеево