Главная
Новости
Тексты
Стихи
Галереи
Файлы
Видео
Аудио
О проекте
Отзывы о книгах
Монах Симеон Афонский Издания
Написать письмо
Карта сайта
Поиск
Все комментарии
Православный каталог
Сегодня
8 февраля
Подобно пастуху, паси внимательно мысли, желания, страсти, не разводи кур, коров и овец, а неуклонно следуй пути, которым прошел твой духовный Отец.  

Старец

 
Информационный портал о старцах и старчестве. Что такое - старец. Как происходит передача опыта старца. Почему мудрые высказывания старцев чаще всего состоят из притч. Что такое молитва старцев? Как появилась молитва Оптинских старцев? Почему старцы пишут стихи? Почему старцы всегда гонимы? Наконец, все эти вопросы подводят нас к главному - что такое Церковь? Здесь не может быть прямого и однозначного ответа. И тем не менее, ответ жизненно важно найти. Самое трудное в поиске - научиться, как выделить главное. Для этого создан наш портал. Если вы задали себе эти вопросы, тогда нам по пути. Смотрите:

Новые статьи на портале

Книги монаха Симеона Афонского

Освящение Митрофаниева храма

 

Освящение Митрофаниева храма

 

Замечательно,   впрочем,  что прошедшая осень была очень здесь тяжела: многие из ино­ков скончались. В особенности предостерегал нас доктор от употребления сырого виногра­да, который мог иметь вредное влияние на здоровье.

 

Исключительная смертность была в Хилендарском монастыре, где воздух тяжел и источники воды, которою пользуется братство, очень нехороши. Кроме этого, особенно ново­го в настоящую пору на Святой Горе ничего не слышно. Между тем собственно в нашем Русике новость вот какая, друзья мои: не так давно у нас совершилось освящение ново­го, собственно русского, Митрофаниева храма.

 

Освящение совершал Адрианопольский митро­полит Григорий, пребывающий на покое в одном из здешних монастырей, а именно в Ватопеде. Этого владыку обыкновенно у нас зовут «муче­нический брат», потому что несколько лет тому назад брат его пострадал от турков и Греческою Церковью сопричислен к лику новых святых мучеников.

 

 

 

 

Но обратимся к нашей радостной новости, то есть к освящению нашего храма во имя святителя Христова Митрофана, первого епископа Воронежског. Для русского сер­дца было чрезвычайно трогательно это редкое и, можно сказать, единственное в своем роде событие (освящение Митрофаниева храма) на священных высотах Афона.

 

Признательность Русского монастыря Господу Богу за Его Отеческий Промысл о нем свидетельствовалась всенощным, на этот отрадный день освящения, бдением, продолжавшимся восемь часов, а бла­годарность к России за ее внимание и участие в судьбах сей обители живо выразилась в теп­лых молитвах о вожделенном здравии нашего Государя Императора Николая Павловича и всей Высочайшей Фамилии, а с тем вместе и о спасении всех, в особенности благотворящих этому Русскому монастырю.

 

 

Назад тому шесть уже лет, как положен был основный камень храму новоявленного чудот­ворца и святителя Митрофана; в течение этого времени он медленно возникал, стесняясь вне­шними обстоятельствами, и доныне, вероятно, не достиг бы еще в совершенстве внутренней отде­лки, если бы не послал Бог сюда, сверх чаяния, поклонника, санкт-петербургского купца Семена Максимовича Комарова, который, тронувшись бедным положением Русского монастыря, при отбытии своем со Святой Горы Афонской дал священный обет: устроить иконостас в новый Митрофаниев храм и озаботиться о внутреннем его украшении на собственное свое иждивение, что и исполнил как нельзя лучше.

 

 

Три года спустя, 1 сентября 1846 года, он при­был на Святую Гору со сделанным в России ико­ностасом, сам лично досматривал за конечною отделкою храма, и к 23 ноября храм Митрофаниев красовался уже иконостасом и драгоценною утварью. Толпы любопытствующих теснились в храме. Греки радовались усердию России к благолепию храмов Господних, а сердца рус­ских преисполнялись чувствами неизъяснимого восторга.

 

Благословениям России и державно­му Царю ее и изъявлениям чувств сердечной признательности г. Комарову не было конца... Зрелище было истинно умилительное!.. В день, когда празднуется память святителя Христова Митрофана, предположено было освятить его храм, и Русский монастырь, в чувстве важности и редкости праздника собственно русского, счи­тал недостаточным совершить это празднество без архиерея.

 

Вследствие того и был заранее приглашен престарелый Адрианопольский митрополит Григорий, который и прибыл за восемь еще дней до праздника. В течение этого времени часто навещая новый храм русский и любуясь на его драгоценные украшения, он святитель­ски благословлял имя России и ее Державного Венценосца, а обращаясь к г. Комарову, ука­зывал ему то на иконы святых, то на небо, не в состоянии будучи объяснить по-русски своих сердечных ему желаний награды за его пожерт­вования там, на небесах!..

 

 

22 ноября, когда уже все было готово к освя­щению, в 4 часа пополудни началась в новом храме малая вечерня, после которой мощи свя­того великомученика Пантелеймона, заранеевнесенные в него, отнесены были обратно самим Высокопреосвященным в греческий собор на свое место, и до 6 часов вечера братии дан был отдых к оживлению и укреплению сил на все­нощное бдение, начавшееся с потухающею зарею и длившееся, как уже сказано, восемь часов.

 

 

Русские и греки и все пришельцы на этот рус­ский праздник (их было до 500 человек) соеди­нились для бдения в новом храме; пение было общее: началось русскими, потом сменилось гре­ками, и наоборот. По вечерне греки удалились в свой собор на утреню, но сам Преосвященный остался с нами, и для него собственно тогда же было читано на греческом языке житие святите­ля Христова Митрофана.

 

После первой кафиз­мы на утрени было произнесено русское слово, в котором особенно выражались признательные чувства русского общества к Господу Богу и к России, с историческим, между прочим, ука­занием на первоначальное происхождение и достоинство христианских храмов, имеющих основание в словах святого апостола Петра, в Фаворских еще сенях указавшего нам право посвящения храмов имени не одного только Господа Бога, но и святых Его, чего совершен­но была чужда Церковь Ветхозаветная, строго ограничившаяся поклонением единому Богу, и то во храме только Иерусалимском.

 

Вслед за нею началось освящение и совершилось еще до рассвета дневного. Глубокая тьма преполовив-шейся уже в славословиях ночи чрезвычайно много придавала трогательности обряду освяще­ния, и в особенности троекратного обхождения вокруг церкви пред его началом.

 

Все братство и пришельцы с возжженными свечами, а некото­рые с лампадами и хоругвями предшествовали и последовали святителю Божию; и вся эта процессия, утопая во свете пылающих свеч, живо напомнила собою древнего Израиля, руко­водимого в нощи огненным столпом к далеким пределам обетованной земли. Русский колоколь­ный звон довершал торжественность русского праздника, невольно переносившего нас мыслью в далекую и милую отчизну нашу.

 

Литургия, без расхода начавшаяся по освящении, кончи­лась в 9 часов утра, и таким образом вся служба этого русского праздника, в беспрерывном ее порядке, длилась целых пятнадцать часов, что до такой степени истощило силы маститого стар­ца, Преосвященного Григория, что его на руках отнесли из церкви в гостиную.

Трапеза как в самый праздник, так и нака­нуне, поставлялась здесь на счет единственного благодетеля русского храма г. Комарова, лично делившего с нами нашу радость.

 

Здесь, в тра­пезе, была произнесена престарелым греческим даскалом архимандритом Прокопием краткая речь, в особенности трогательная выражени­ем затруднительных обстоятельств настоящего положения Русского монастыря и изъявлением признательности от лица всей братии г. Комаро­ву, тост которого был заключением не роскош­ной, но довольно вкусной трапезы.

 

 

Из трапезы все братство с настоятелем уда­лилось в Русский новоосвященный храм, где по кратком славословии возглашено было многолетие Государю Императору, Высочайшей Фамилии, потом Священному Синоду, всем любителям и благотворителям Русского монас­тыря и наконец г. Комарову. Возглашение мно­голетий, потрясая легкие своды храма, звучным эхом далеко переливалось в воздухе и, конечно, отзывалось в самых небесах!..

 

 

По выходе из храма г. Комаров принимал от всех поздравление с благополучным окон­чанием праздника, а в гостиной, за кубком лозного вина, желания многолетий Государю Императору повторились, и взаимность скром­ных бесед ликующего братства длилась почти до полудня; но к вечеру торжественного праздника, сменившегося обычным безмятежием иноческой жизни, уже как не бывало; только русский чай напоминал нам торжество и знаменательность протекшего дня. Так совершилось освящение русского Митрофаниева храма! Мы прославили за то Господа Бога, в чувстве искренней призна­тельности молились Ему за Россию и сердечно просили, да дарует Он славу ей, могущество и силу и многая, многая лета нашему Батюшке, ее Великому Царю!

 

 

С. М. Комаров теперь уже в иноческой одеж­де и назван Серафимом. Поначалу г. Комаров, когда прибыл сюда с иконостасом, даже до освя­щения храма, на вопрос братии, останется ли жить с нами, обыкновенно отвечал:

 

- А вот подожду освящения храма. Когда это дело совершится и я исполню вполне мой обет, тогда посмотрю, что со мною сделает свя­той Митрофан и что он скажет мне... Теперь я ничего не предполагаю.

 

Освящение храма Митрофаниева у нас совер­шилось 23 ноября, а 5 декабря г. Комаров при­нял на себя ангельский образ. Таким образом, истощивши все на украшение святого храма, он составил собою красоту, наконец, и нашего русского общества. Отец Серафим прекрасный инок!

 

 

 

(Афон.Ивирон)

Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца. 

1844 г., Афонская Гора. Русский монастырь 


Вернуться к оглавлению письма...

Вернуться к оглавлению книги - Часть II...

Карта сайта

 

 

 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
* Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Последние обновления на портале
Увещание ко Спасению или время созидать самих себя
Духовные горизонты Часть I
Духовные горизонты Часть II
Стихи для тех, кто любит Афон
Ум во Христе
О Любви и Благодати
Опыт, оплаченный жизнью, или практические советы из уст в уста
Земное счастье и небесное блаженство или почему мы не Боги?"
Ис­кус­ст­во борь­бы с по­мы­с­ла­ми Часть I
Ис­кус­ст­во борь­бы с по­мы­с­ла­ми Часть II
О самом простом I часть (Притчи для взрослых)
О самом простом II часть
О самом простом III часть
О самом простом IV часть
Монах и лестница Часть I
Монах и лестница Часть II
Сборник: О самом простом
Монах и лестница Часть III
Золотая ниточка (Притчи для детей)
Живи незаметно
Чистое сердце
Старец
Помыслы
Блуд
Рак, лечение
Тернистым путем к небу Епископ Варнава (Беляев) - Вступление
Тернистым путем к небу Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть I
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть II
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть III
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть IV
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть V
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть VI
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть VII
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) - Часть 1
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) - Часть 2
Житие прп. Симона Радонежского Смоленского
Свобода - это | Свобода | Дверь, которая нарисована на стене | Свобода Любви | Путь к свободе | Вкус Свободы | Умереть за Любовь| Скорби | Необходимое | Нечистая совесть | Окаменевшее сердце | Смерть | Жизнь | Союз сердец | Любовь | Высшая форма Любви | Преданность | Труд сердцем | Прямота | Стойкость | Умение любить | Верность | Деньги | Богатство | Духовное здоровье | Человек | Ум разум | Ум | Предательство| Улица детства | Язык Любви | Стихи о Любви | Вечная Любовь | Смысл Любви | Любовь правда | Правда| Молитвы| Любовь страсть | Любовь жизнь | Цельная Любовь | Здоровье души| Смирение | Истинное смирение| Смирение и ум| Смирение и страх| Смирение и мир| Преданность|

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Рейтинг@Mail.ru
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi & Илья

При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать
активную ссылку http://www.isihast.ru

Монах Симеон Афонский Смиренному сердцу невозможно причинить вред, ибо оно научилось прощать всех.


Монастырь Дивеево