Космодамиановская пустынь.
Нынешняя зима на Афонской Горе обыкновенна; по сю пору еще ни одна снежинка не забеливала низменностей и подгорья нашего, но самая вершина горы и ее возвышенные отрасли давно уже закрыты глубоким снегом.
Действительную зиму я встретил в семи верстах от нашего монастыря, в Космодамиановой пустыни, куда мы странствовали для развлечения и отдыха после монастырских занятий. Это было вскоре после Крещения и после того, как я начал выходить из келлии после трехмесячного болезненного в ней затвора. Прекрасное время и теплая погода выманили меня за монастырь.
По приглашению отца Серафима, бывшего санкт-петербургского купца С. М. Комарова, и отца Макария, моего лучшего друга в настоящую пору, я отправился с ними в пустыню Космодамиановскую. Целые сутки мы провели там самым приятным образом, увлекаясь чувством отшельнического безмолвия и частых удовольствий в прогулках по уединенным рощам.
Путь к Космодамиановской пустыни лежит мимо старого Русского монастыря. С первого шага от нашего Русика торная тропа, в разнообразии пустынных направлений, развивается в гору, так что на пространстве почти семи верст редко где встречается значительная равнина.
Смотря от Русика вверх, представляется взору длинная цепь горных высот, расположенных уступами, и думаешь, что там, за ними, должен быть или скат их, или далекая равнина; но на самом деле совсем не то. За первыми высотами, ограничивающими горизонт, при всходе на них встают такие же, если не поразительнее еще, высоты Афонского хребта, уклоняющегося постепенно к северу, по направлению к перешейку, соединяющему нашу гору с материком Македонии.
От старого Русского монастыря, живописного по своим осыпавшимся развалинам, едва заметная тропинка уклоняется на юг и вьется между густыми деревьями чрез возвышенный холм к самой келлии Космодамиановской. Отсюда до нее версты полторы, не более. На самом холме, при подошве которого с северной стороны уединенно красовался в свое время Русик, существовала принадлежавшая ему отшельническая келлия с церковью святого пророка Илии; в настоящую пору только место известно, где она была воздвигнута нашими пустынными предками.
Пустыня Космодамиановская чрезвычайно восхитительна. Убогая келлия с церковью во имя святых бессребреников Космы и Дамиана таится здесь; Бог только знает, кто ее выстроил. Темное предание и поныне носится в Русике, что Космодамиановская келлия временно была занимаема прежде русскими.
Это может быть и действительно, потому что на запад от келлии, по низменному скату долины, еще кое-где остаются фруктовые деревья, вишневые; между тем ни одной виноградной лозы на пространстве всей пустыни. По этому одному можно угадывать, что Космодамиановская келлия была в исключительном владении русских, которые совершенно несвычны с тяжелым ухаживанием за виноградниками, а до садов охотники. Замечают, что здесь в старину был единственный сад вишней.
Кроме настоящего своего названия, Космодамиановская келлия между греками величается «келлиею босоногого попа». Название это усвоено ей потому, что здесь когда-то уединялся иеромонах (грек), никогда не носивший обуви на ногах, несмотря на чрезвычайно трудные и каменистые пути сообщения между собою афонских монастырей.
(Афон. Дионисиат)
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афонская Гора. Русский монастырь
Вернуться к оглавлению письма...
Вернуться к оглавлению книги - Часть II...
Карта сайта |