Главная
Новости
Тексты
Стихи
Галереи
Файлы
Видео
Аудио
О проекте
Отзывы о книгах
Монах Симеон Афонский Издания
Написать письмо
Карта сайта
Поиск
Все комментарии
Православный каталог
Сегодня
18 января
Не ошибись, приняв лжеца За духовного простеца.

Старец

 
Информационный портал о старцах и старчестве. Что такое - старец. Как происходит передача опыта старца. Почему мудрые высказывания старцев чаще всего состоят из притч. Что такое молитва старцев? Как появилась молитва Оптинских старцев? Почему старцы пишут стихи? Почему старцы всегда гонимы? Наконец, все эти вопросы подводят нас к главному - что такое Церковь? Здесь не может быть прямого и однозначного ответа. И тем не менее, ответ жизненно важно найти. Самое трудное в поиске - научиться, как выделить главное. Для этого создан наш портал. Если вы задали себе эти вопросы, тогда нам по пути. Смотрите:

Новые статьи на портале

Книги монаха Симеона Афонского

Протат

 

 

 

Протат

 

Чтоб удовлетворительнее дать понятие о протате и о его членах, я предварительно вам скажу, что там, то есть в протате, заседают двадцать стар­цев, по числу двадцати афонских монастырей. В особенно важных случаях собираются сами игу­мены для присутствия в синоде, а в обыкновен­ные заседания являются их антипросопы, или поверенные, представляющие собою отсутству­ющее лицо своего игумена.

 

Между тем в синоде есть четыре назира, которые переменяются с каждым годом в первоседательстве. Эти назиры всегда избираются из монастырей Лаврского, Ватопедского, Иверского и Хилендарского, и никто не занимает этой должности из прочих шестнадцати монастырей.

 

Если Лаврский назир председательствует в синоде нынешним годом, то он называется проедром или проедросом, имеет особенный голос при решении частных обыкно­венных дел афонских, и ему предоставляется исполнение всякого постановления и решения протатского. Поэтому проедрос остается в пре­имущественных отношениях ко всем властям и на Афоне, и даже, в известной степени, вне Афона.

 

 Один и тот же проедрос никогда не оста­ется в своем звании более года; он сменяется, и его место заступает следующий по нем назир, то есть лаврского - ватопедский, ватопедско­го - иверский, иверского - хилендарский, а хилендарского опять лаврский. Таким образом тянется ряд проедросов и самых назиров в лице избираемых старцев четырех только монас­тырей, которые мною исчислены выше.

 

А что старцы прочих монастырей не имеют права на должность проедросов и назиров - это потому, что их монастыри гораздо моложе и в появлении своем на Афоне, и незначительны ктиторами и чужды преимуществ, какими в древности отли­чались от прочих, по воле Царственных особ, Лавра, Ватопед, Ивер и Хилендарь.

 

 

Несмотря, однако ж, на председательство назиров в протате, на их действия, рассуды и на ход всех дел вообще имеют сильное и непосредс­твенное влияние антипросопы, или поверенные всех монастырей старцы, которые присутствуют каждодневно в синоде и следят за рассудами назирскими, без всякого со своей стороны учас­тия в них.

 

Если когда случится в протате дело особенной важности, тогда уже антипросопы занимаются рассмотрением и решением его или сами, или дают знать своими настоятелям, и в подобных случаях назиры не имеют ни участия, ни голоса в синоде; она даже не являются и в присутствие, а только после получают оттуда предписание к исполнению решения синодского.

 

Дела особенной важности я разумею те, которые препровождает сюда, по какой-нибудь прикосно­венности их к Афону, Святейший Патриарх или турецкое правительство; частные или обыкно­венные дела, решаемые назирами, - это прос­то дела святогорские, домашние.

 

Обязанность антипросопов в отношениях к своим настоя­телям состоит исключительно в том, чтобы, присутствуя в протате при рассудах назирских, каждодневно и своевременно давать им знать о всех делах синода, о его распоряжениях и действиях, одним словом -   обо всем, так что настоятели монастырей в точности знают, что делается и что предполагается в синоде и что происходит на Святой Горе.

 

В случайных недо­разумениях или в спорных делах антипросопы получают от своих настоятелей наставления, в каком духе действовать и в каком тоне и силе произносить свои мнения, которые иногда требу­ются от них при решении дел. Нередко бывает и так, что антипросоп незначительного монастыря одерживает верх над всеми членами протата, если только он дальновиден, быстр и решите­лен в своих суждениях.

 

 Подобных людей синод уважает и их голос принимается с предпочте­нием. Каждый из антипросопов имеет печать своего монастыря и при делах, в знак согласия, прилагает ее. Если случится, что при решении дела, поступающего в особенное рассмотрение и утверждение Святейшего Патриарха, не доста­нет одной печати монастырской, дело считается сомнительным, и Святейший Патриарх требует со своей стороны объяснения, отчего нет печати одного из двадцати монастырей?

 

Между тем и назиры имеют свою печать, на которой изобра­жено Успение Божией Матери (главный афонс­кий праздник) и которая разрезана на четыре части. Каждый: назир владеет одною из граней этой печати, и все решенные дела скрепляются ею. В случае несогласия которого-нибудь из них на решение дела трехгранная печать остается недействительною, и самое дело от назиров пере­дается антипросопам, в их рассмотрение и на их суд. Проедрос, или главный назир, получает жалованье, а прочие служат по обязанности.

 

 

Турецкий ага не только не имеет никакого влияния на дела протата, но в некоторых отно­шениях остается в зависимости от него. Ага со своей стороны для Святой Горы не иное что, как мытарь, или сборщик государственных повинностей. Бывает и то, что ему поручают исполнение протатских узаконений и отдают в полицейскую расправу тех из мирян, которые занимаются здесь работами.

 

Редко доходят до него жалобы недовольных решениями прота­та, потому что в подобных случаях недоволь­ные всего чаще обращаются к Святейшему Патриарху, который, судя по роду дел и по важ­ности их, назначает для следствия кого-нибудь или из епархиальных, или из живущих здесь на покое архиереев.

 

 

Вот вам существенные очерки здешнего про­тата, или синода, в котором я имел честь оста­ваться около часа при собрании нескольких игуменов афонских и частью их антипросопов. Надобно по совести признаться, что подобным счастьем - видеть синод в полном собрании его членов и слышать рассуждения их - едва ли кто из путешественников когда-либо пользо­вался здесь, потому что ни под каким видом не допустят человека стороннего, человека чуждого и пришельца с отдаленной стороны света быть свидетелем иноческой рассуды в духе евангель­ском. Итак, это редкое счастье пало на мою долю!.. Я воспользовался счастьем и очень рад, что мое давнее желание Господь исполнил, и притом самым удовлетворительным образом.

 

 

 

 

(Афон. Дионисиат)

Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца. 

1844 г., Афонская Гора. Русский монастырь 


Вернуться к оглавлению письма...

Вернуться к оглавлению книги - Часть II...

Карта сайта

 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
* Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Последние обновления на портале
Увещание ко Спасению или время созидать самих себя
Духовные горизонты Часть I
Духовные горизонты Часть II
Стихи для тех, кто любит Афон
Ум во Христе
О Любви и Благодати
Опыт, оплаченный жизнью, или практические советы из уст в уста
Земное счастье и небесное блаженство или почему мы не Боги?"
Ис­кус­ст­во борь­бы с по­мы­с­ла­ми Часть I
Ис­кус­ст­во борь­бы с по­мы­с­ла­ми Часть II
О самом простом I часть (Притчи для взрослых)
О самом простом II часть
О самом простом III часть
О самом простом IV часть
Монах и лестница Часть I
Монах и лестница Часть II
Сборник: О самом простом
Монах и лестница Часть III
Золотая ниточка (Притчи для детей)
Живи незаметно
Чистое сердце
Старец
Помыслы
Блуд
Рак, лечение
Тернистым путем к небу Епископ Варнава (Беляев) - Вступление
Тернистым путем к небу Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть I
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть II
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть III
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть IV
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть V
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть VI
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть VII
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) - Часть 1
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) - Часть 2
Житие прп. Симона Радонежского Смоленского
Свобода - это | Свобода | Дверь, которая нарисована на стене | Свобода Любви | Путь к свободе | Вкус Свободы | Умереть за Любовь| Скорби | Необходимое | Нечистая совесть | Окаменевшее сердце | Смерть | Жизнь | Союз сердец | Любовь | Высшая форма Любви | Преданность | Труд сердцем | Прямота | Стойкость | Умение любить | Верность | Деньги | Богатство | Духовное здоровье | Человек | Ум разум | Ум | Предательство| Улица детства | Язык Любви | Стихи о Любви | Вечная Любовь | Смысл Любви | Любовь правда | Правда| Молитвы| Любовь страсть | Любовь жизнь | Цельная Любовь | Здоровье души| Смирение | Истинное смирение| Смирение и ум| Смирение и страх| Смирение и мир| Преданность|

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Рейтинг@Mail.ru
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi & Илья

При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать
активную ссылку http://www.isihast.ru

Монах Симеон Афонский Смиренному сердцу невозможно причинить вред, ибо оно научилось прощать всех.


Монастырь Дивеево