Протат
Чтоб удовлетворительнее дать понятие о протате и о его членах, я предварительно вам скажу, что там, то есть в протате, заседают двадцать старцев, по числу двадцати афонских монастырей. В особенно важных случаях собираются сами игумены для присутствия в синоде, а в обыкновенные заседания являются их антипросопы, или поверенные, представляющие собою отсутствующее лицо своего игумена.
Между тем в синоде есть четыре назира, которые переменяются с каждым годом в первоседательстве. Эти назиры всегда избираются из монастырей Лаврского, Ватопедского, Иверского и Хилендарского, и никто не занимает этой должности из прочих шестнадцати монастырей.
Если Лаврский назир председательствует в синоде нынешним годом, то он называется проедром или проедросом, имеет особенный голос при решении частных обыкновенных дел афонских, и ему предоставляется исполнение всякого постановления и решения протатского. Поэтому проедрос остается в преимущественных отношениях ко всем властям и на Афоне, и даже, в известной степени, вне Афона.
Один и тот же проедрос никогда не остается в своем звании более года; он сменяется, и его место заступает следующий по нем назир, то есть лаврского - ватопедский, ватопедского - иверский, иверского - хилендарский, а хилендарского опять лаврский. Таким образом тянется ряд проедросов и самых назиров в лице избираемых старцев четырех только монастырей, которые мною исчислены выше.
А что старцы прочих монастырей не имеют права на должность проедросов и назиров - это потому, что их монастыри гораздо моложе и в появлении своем на Афоне, и незначительны ктиторами и чужды преимуществ, какими в древности отличались от прочих, по воле Царственных особ, Лавра, Ватопед, Ивер и Хилендарь.
Несмотря, однако ж, на председательство назиров в протате, на их действия, рассуды и на ход всех дел вообще имеют сильное и непосредственное влияние антипросопы, или поверенные всех монастырей старцы, которые присутствуют каждодневно в синоде и следят за рассудами назирскими, без всякого со своей стороны участия в них.
Если когда случится в протате дело особенной важности, тогда уже антипросопы занимаются рассмотрением и решением его или сами, или дают знать своими настоятелям, и в подобных случаях назиры не имеют ни участия, ни голоса в синоде; она даже не являются и в присутствие, а только после получают оттуда предписание к исполнению решения синодского.
Дела особенной важности я разумею те, которые препровождает сюда, по какой-нибудь прикосновенности их к Афону, Святейший Патриарх или турецкое правительство; частные или обыкновенные дела, решаемые назирами, - это просто дела святогорские, домашние.
Обязанность антипросопов в отношениях к своим настоятелям состоит исключительно в том, чтобы, присутствуя в протате при рассудах назирских, каждодневно и своевременно давать им знать о всех делах синода, о его распоряжениях и действиях, одним словом - обо всем, так что настоятели монастырей в точности знают, что делается и что предполагается в синоде и что происходит на Святой Горе.
В случайных недоразумениях или в спорных делах антипросопы получают от своих настоятелей наставления, в каком духе действовать и в каком тоне и силе произносить свои мнения, которые иногда требуются от них при решении дел. Нередко бывает и так, что антипросоп незначительного монастыря одерживает верх над всеми членами протата, если только он дальновиден, быстр и решителен в своих суждениях.
Подобных людей синод уважает и их голос принимается с предпочтением. Каждый из антипросопов имеет печать своего монастыря и при делах, в знак согласия, прилагает ее. Если случится, что при решении дела, поступающего в особенное рассмотрение и утверждение Святейшего Патриарха, не достанет одной печати монастырской, дело считается сомнительным, и Святейший Патриарх требует со своей стороны объяснения, отчего нет печати одного из двадцати монастырей?
Между тем и назиры имеют свою печать, на которой изображено Успение Божией Матери (главный афонский праздник) и которая разрезана на четыре части. Каждый: назир владеет одною из граней этой печати, и все решенные дела скрепляются ею. В случае несогласия которого-нибудь из них на решение дела трехгранная печать остается недействительною, и самое дело от назиров передается антипросопам, в их рассмотрение и на их суд. Проедрос, или главный назир, получает жалованье, а прочие служат по обязанности.
Турецкий ага не только не имеет никакого влияния на дела протата, но в некоторых отношениях остается в зависимости от него. Ага со своей стороны для Святой Горы не иное что, как мытарь, или сборщик государственных повинностей. Бывает и то, что ему поручают исполнение протатских узаконений и отдают в полицейскую расправу тех из мирян, которые занимаются здесь работами.
Редко доходят до него жалобы недовольных решениями протата, потому что в подобных случаях недовольные всего чаще обращаются к Святейшему Патриарху, который, судя по роду дел и по важности их, назначает для следствия кого-нибудь или из епархиальных, или из живущих здесь на покое архиереев.
Вот вам существенные очерки здешнего протата, или синода, в котором я имел честь оставаться около часа при собрании нескольких игуменов афонских и частью их антипросопов. Надобно по совести признаться, что подобным счастьем - видеть синод в полном собрании его членов и слышать рассуждения их - едва ли кто из путешественников когда-либо пользовался здесь, потому что ни под каким видом не допустят человека стороннего, человека чуждого и пришельца с отдаленной стороны света быть свидетелем иноческой рассуды в духе евангельском. Итак, это редкое счастье пало на мою долю!.. Я воспользовался счастьем и очень рад, что мое давнее желание Господь исполнил, и притом самым удовлетворительным образом.
(Афон. Дионисиат)
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афонская Гора. Русский монастырь
Вернуться к оглавлению письма...
Вернуться к оглавлению книги - Часть II...
Карта сайта |