Адвокаты протата: в избу входи, да сору из нее не выноси
Чтоб дополнить очерки здешнего управления, надобно и то еще сказать, что в случае спорных дел та и другая стороны судящихся иногда подговаривают себе адвокатов, которые бы силою слова и убеждений могли дать делу желанный ход и удовлетворительное направление. Поэтому легко может быть, что не сущность дела и обстоятельства остаются во внимании протата, а сила слова, звучность голоса, красота речи и ее смелые обороты.
Случается и то, что из среды членов протата восставляет Господь сильного в слове инока, быстрого в соображении и решительного в выборе мнения. Если раз удастся такому члену выказать свой гениальный дух в юридическом отношении, впоследствии протат исключительно следует его мнению, требует его суждений и с неограниченною доверенностью предоставляет ему право защищения дел той или другой стороны из спорящих.
Подобный род суда на Афоне представляется в виде древнего израильского, когда восставлял Господь для Своего народа судей бескорыстных, благонамеренных и действовавших согласно с законами правды и совести. Вообще здесь полагают иноки, что протат есть судилище, где в состав избранных членов непосредственно входит Сама Царица Небесная, Которую считают Госпожою здешнего места и Главою великой иноческой семьи на Афоне.
Прибавил бы ко всему этому кое-что в рассуждении здешнего протата и рассуд его, но пословица говорит: в избу входи, да сору из нее не выноси…
(Афон. Дионисиат)
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афонская Гора. Русский монастырь
Вернуться к оглавлению письма...
Вернуться к оглавлению книги - Часть II...
Карта сайта |