Путешествия по святым местам
Как вы думаете, друзья мои, и каких вы мыслей о путешествии ко святым местам? Приносит ли оно пользу и доставляет ли человеку своего рода средства к улучшению нравственности и к возвышению духа в чувствах сердечной набожности?
Не то что много, а очень много, если только странник обходит святые места по сердечному к ним влечению и по религиозной внимательности к тем событиям, которые на них совершались, в особенности же к виновникам и славы, и святости тех мест. Если с этой стороны смотреть на путешествие ко святым местам, оно имеет чрезвычайную своего рода важность и достоинство.
Обыкновенно мы странствуем или во исполнение данных на то обетов при случаях какой-нибудь крайности и при опасном положении нашей жизни, или во свидетельство явленных нам благодеяний Богом, или прямо из особенного усердия ко святым, прославившим места своего земного пребывания какими-нибудь чудесами или дивными подвигами.
И кроме этого есть еще цель путешествия - историческая. Она также уважительна, но под условием, если странствующий писатель имеет в виду собственно славу Божию, без всякого со своей стороны желания себе славы человеческой и корысти.
Нет нужды при сем указывать на то, что и в Ветхозаветной Церкви Израиль каждогодно обязан был странствовать в Иерусалим на поклонение истинному Богу; мы христиане, а потому укажем на образцы, более нам близкие по духу веры.
Единственный образец христианского посещения святых мест мы видим в Пренепорочной Деве Марии Богородице. Предание говорит, что по Вознесении Господнем на Небо Приснобла-женная любила часто обходить святые места в Иерусалиме, молилась Своему Сыну и Богу при Его живоносном Гробе, с Материнской любовию лобызала хладный камень, тридневно покоивший в себе Божественного Мертвеца, тихо оттуда удалялась на Голгофу и на все места, которые оставались безмолвными памятниками Христовой жизни на земле, Его страданий и смерти. Гора Елеонская, откуда вознесся на Небо Иисус Христос, была любимым местом молитвенного уединения и священных воспоминаний минувшего для Пресвятой Девы Марии.
Ей сопутствовала Мария Магдалина и прочие жены. Напрасно безумные иудеи, узнавши о посещении Мариею, Матерью Иисусовою, Голгофы, Гробной пещеры и прочих святых мест, воспрещали Ей это и даже окружали стражею все те места: в известное время Божественная Странница, в сопутствии Своих неразлучных подруг-мироносиц, являлась для поклонения и молитв при живоносном Гробе и на Голгофе, и никто не видал, никто из стражей не чувствовал их странствия и таинственного присутствия….
Так Бог ограждал от врагов первых странниц христианского мира! Конечно, и ныне та же благодать со всеми, кто только с сердечным расположением и чистотою намерений путешествует ко святым местам, и в особенности ко Гробу Господню.
От Божественной Марии, Матери Господа нашего, научились христиане первого и последующих веков, даже до нашего времени, странствию ко святым местам. В некоторых ревность к трудам сего рода уже выходит даже из границ, потому что много есть таких, особенно из женщин, которые по нескольку раз странствуют во Иерусалим и на Синай, не говоря о святых местах русских.
Конечно, Бог только знает цену подобных странствий, но с нашей человеческой стороны нельзя оставаться без предубеждения к странствующим такого рода, в особенности потому, что в них бывает иногда много хвастовства, преступных видов своекорыстия и пустословия. Не будь бы этого - другое дело.
По-моему, довольно однажды поклониться святым местам, и после того посвятить свою жизнь уже постоянному исполнению обязанностей своего звания и сладостным воспоминаниям о совершенных странствиях. Впрочем, всякий отвечает за себя и говорит по собственному убеждению, а потому и суждения наши об одном, и том же предмете не всегда одинаковы.
(Афон. Пещера прп. Косьмы Зографского. )
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1847 г., Афонская Гора. Русский монастырь
Вернуться к оглавлению письма...
Вернуться к оглавлению книги - Часть II...
Сергий Веснин. Биография. Фото
К оглавлению: Святая Гора XVIII - XX Исторический контекст эпохи
К оглавлению: Сергей Соловьёв. Восточный вопрос 1821 - 1828 г
Карта сайта |