Акафистная
Утреня в Зографе бывает в час пополуночи. К сожалению, этот монастырь штатный; каждый здесь пользуется правом совершенной свободы в рассуждении келейной жизни, а потому нельзя не находить в самом характере болгар и в прекрасной настроенности их духа темных сторон; Впрочем, в отношении к странноириимству и доброте болгары - единственный народ.
В бытность нашу здесь Литургию совершал русский иеромонах в параклисе Пресвятыя Богородицы; пение было хотя и славянское, но но греческому напеву. Вместо при част на читается у болгар акафист Богоматери пред Ее чудотворною иконою.
О случае, по которому признана икона, так называемая «Акафистная», чудотворною, я расскажу вам следующее. Прежде еще неудачных следствий Флорентийского Собора Запад силился увлечь к своей унии потрясенную политическими обстоятельствами Грецию: сам император Греческий Михаил Палеолог содействовал в том Западу во исполнение своей клятвы, данной папе Григорию X по ослеплении Иоанна Ласкаря и после похищения его царственного престола.
Это было в XIII веке. Патриарх тогдашнего времени Иоанн Векк, действовавший согласно преступной воле и намерениям императора, на втором Лионском Соборе подчинил Восточную Церковь Римскому престолу, что и имело чрезвычайно гибельные для нее следствия, потому что латиняне убеждали православных к унии не силою евангельского слова, а обнаженным мечом и всевозможными неистовствами. Тысячи жертв падали под их мечом за чистоту восточного Православия.
Но так как Святая Гора всегда оставалась и остается оплотом страдающей Церкви на Востоке, поэтому, чтоб сокрушить основные утверждения Православия латиняне вторглись сюда, убеждали словом, увлекали золотом и обещаниями и принуждали угрозами и самою мучительною пыткою к признанию над Афоном власти Римского папы.
Немногие слабые сердцем увлеклись силою металлических убеждений или, боясь пыток и смерти, отрекались от Православия отцов своих; но большая часть из них запечатлела кровью свое исповедание и с твердостью обличала палу в его святотатственном усвоении себе прав наместничества Иисуса Христа, Который один только и был, и есть, и будет Главою Своей Святой Церкви.
(Афон. Пещера прп. Косьмы Зографского. )
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1847 г., Афонская Гора. Русский монастырь
Вернуться к оглавлению письма...
Вернуться к оглавлению книги - Часть II...
Сергий Веснин. Биография. Фото
К оглавлению: Святая Гора XVIII - XX Исторический контекст эпохи
К оглавлению: Сергей Соловьёв. Восточный вопрос 1821 - 1828 г
Карта сайта |