Лавра и Ксиропотам - предатели
Несчастная Лавра и Ксиропотам тогда жалко уклонились от своего отеческого учения и приняли западных гостей с честью и раболепным страхом более потому, что сам император содействовал латинянам в уклонении Святой Горы к римскому католицизму. Впрочем, для утверждения других в вере Бог покарал Ксиропотам в то самое время, как несчастные его иноки вместе с западными, по их римскому уставу и нововведениям, совершали Литургию.
Разгневанный Бог призрел с высоты Своего Небесного Престола на мерзость запустения, занявшую алтарь Его истинного Бескровного Жертвоприношения, и земля не вынесла Творческого взора: она дрогнула, и твердыни Ксиропотамской обители сотряслись в своем основании, рассыпались, так что под их развалинами погибла большая часть латинян и отпадших иноков во время самой Литургии; Остальные из пришельцев отдаленной Италии, не обращая внимания на явную кару Неба за их неистовства, рассыпались по Святой Горе, чтоб искать новых жертв своего обольщения и вечной погибели.
В эту ужасную для Горы годину уединенно подвизался вблизи Зографского монастыря старец, имевший святое обыкновение - по нескольку раз в день прочитывать акафист Божией Матери пред Ее Божественною иконою…
Раз, когда в старческих устах его звучал немолчный привет Пресвятой Деве Марии «радуйся», вдруг он слышит и от Ее иконы слова:
- Радуйся и ты, старец Божий!
Старец затрепетал от испуга.
- Не бойся, - кротко продолжал Богоматерний голос от иконы, - но иди поскорее в монастырь и объяви братии и игумену, что враги Мои и Сына Моего уже близко. Кто слаб в духе терпения, пусть скрывается, пока пройдет искушение, но желающие страдальческих венцов пускай остаются. Поспешай же!
Послушный воле и гласу Пренепорочной Владычицы, старец в то же мгновение оставляет келлию и что есть сил, задыхаясь, бежит в монастырь, чтоб дать братии возможность и время собраться с духом и подумать каждому о предстоящей опасности.
Но едва старец вступил в монастырский портик - видит, что его келейная икона Богоматери, пред которою он только что читал акафист и слышал голос и которая осталась в келлии, уже при дверях монастыря.
Он пал пред нею в умилительном благоговении и с нею вместе явился к настоятелю. Весть о близкой опасности сильно потревожила братию. Слабые из них немедля скрылись в горы и в пропасти, а двадцать шесть иноков, в числе которых был и сам настоятель, остались в монастыре и заперлись в пирг в чаянии врагов своих и страдальческого венца.
(Афон. Пещера прп. Косьмы Зографского. )
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1847 г., Афонская Гора. Русский монастырь
Вернуться к оглавлению письма...
Вернуться к оглавлению книги - Часть II...
Сергий Веснин. Биография. Фото
К оглавлению: Святая Гора XVIII - XX Исторический контекст эпохи
К оглавлению: Сергей Соловьёв. Восточный вопрос 1821 - 1828 г
Карта сайта |