Зографские мученики
Латиняне не замедлили. Всею силою западного красноречия поначалу убеждали они иноков отпереть дверь монастыря и признать папу главою Вселенской Церкви, обещая его милость и груды золота.
- А кто вам сказал, что ваш папа глава Церкви? - спросили с пирга, или столба, иноки латинян. - Откуда у вас подобное учение?.. У нас глава Церкви - Христос!.. Скорее мы умрем, чем дозволим осквернить святость этого места вашим насилием: не отопрем монастыря!.. Прочь отсюда!
- Так умирайте ж!.. - завопили неистово пришельцы и, обложивши пирг хворостом и деревьями, запалили их.
Пламя вспыхнуло и высоко разлилось по воздуху, но иноки не потеряли присутствия духа: благословляя Господа, в молитве за врагов своих, они тихо предали Ему свои чистые души. Это было 10 октября 1284 года
В зографском синодике и болгарских святцах обозначены и самые имена этих страстотерпцев. Это я сам моими очами и видел и читал, в чем и вас заверяю исторически. Икона, от которой старец слышал голос Богоматери, предварявшей зографских иноков известием о приближении врага, оставалась при страдальцах, в пирге, но ее нашли впоследствии неповрежденною под развалинами и насыпью пожарища.
В память этого дивного события ее поставили местного в параклисе, и неугасимая лампада постоянно и тихо разливает пред ликом обрадованной Девы-Матери свой слабый, но никогда не замирающий свет. Самое это событие прекрасно изображено живописью на стене при вступлении в монастырский портик. Икона Божией Матери слишком темна и, кажется, уже в обновленном виде, потому что по отнятии старой серебряной ризы, когда окладывали икону новою, привезенною из России г. Комаровым, я заметил по местам на иконе остатки осыпавшейся мозаики.
Из этого я наверное полагаю, что она в свое время была мозаичной работы и, может быть, пожар произвел на нее свое слабое действие, как бы во свидетельство, что она точно была в пламени и пламень оставил на ней ничтожные следы своей всепожирающей силы, но не мог испепелить вконец лика Божественного и самой доски.
(Афон. Пещера прп. Косьмы Зографского. )
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1847 г., Афонская Гора. Русский монастырь
Вернуться к оглавлению письма...
Вернуться к оглавлению книги - Часть II...
Сергий Веснин. Биография. Фото
К оглавлению: Святая Гора XVIII - XX Исторический контекст эпохи
К оглавлению: Сергей Соловьёв. Восточный вопрос 1821 - 1828 г
Карта сайта |