Пустынники для своего безмолвия избирали живописные места
От собора нас провели к скитскому водоему. Каменные водопроводы в старину были устроены по направлению к скиту от самого истока ключевой сладкой воды, но в настоящую пору они осыпались и засорились, а потому скитские отшельники отдаленных келлий терпят чувствительную нужду в отношении к этой важной потребности жизни.
По всему было видно, что зографские проестосы с тою целью завлекали нас сюда, чтоб пленить наше воображение и взоры строгими красотами пустынной природы и заохотить нас к пожертвованию на обновление Черного Вира; но наша мысль далека была этой чуждой для нас пустыни, потому что наш Русик незаменим для нас ни одною из пустынных обителей Афона.
Кроме того, на пространстве Русиковой земли есть некоторые из пустынь, например Космодамианская, с такими чисто едемскими красотами природы, со всевозможными условиями для отшельнической жизни, что Черный Вир в сравнении с ними - совершенное ничто.
В Черном Вире можно уединяться только самому глубокому меланхолику, на которого не может иметь прав своих природа и воображение; между тем мы замечали как-то, что все вообще пустынники для своего безмолвия избирали такие места, которые живописными видами дали и красотами собственной своей природы могли бы постоянно переносить мысль к райским красотам
Небесных обителей и к их Божественному Творцу. Пустынь подобного рода не тронула нашу мысль и самое сердце. К обеду мы были в Зографе.
(Афон. Пещера прп. Косьмы Зографского. )
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1847 г., Афонская Гора. Русский монастырь
Вернуться к оглавлению письма...
Вернуться к оглавлению книги - Часть II...
Сергий Веснин. Биография. Фото
К оглавлению: Святая Гора XVIII - XX Исторический контекст эпохи
К оглавлению: Сергей Соловьёв. Восточный вопрос 1821 - 1828 г
Карта сайта |