Главная
Новости
Тексты
Стихи
Галереи
Файлы
Видео
Аудио
О проекте
Отзывы о книгах
Монах Симеон Афонский Издания
Написать письмо
Карта сайта
Поиск
Все комментарии
Православный каталог
Сегодня
21 января
Отречение от привязанности К вещам, помыслам и к своему “я”, До полного с ним несогласия – Три твердыни совершенной Любви И безстрастия.

Старец

 
Информационный портал о старцах и старчестве. Что такое - старец. Как происходит передача опыта старца. Почему мудрые высказывания старцев чаще всего состоят из притч. Что такое молитва старцев? Как появилась молитва Оптинских старцев? Почему старцы пишут стихи? Почему старцы всегда гонимы? Наконец, все эти вопросы подводят нас к главному - что такое Церковь? Здесь не может быть прямого и однозначного ответа. И тем не менее, ответ жизненно важно найти. Самое трудное в поиске - научиться, как выделить главное. Для этого создан наш портал. Если вы задали себе эти вопросы, тогда нам по пути. Смотрите:

Новые статьи на портале

Книги монаха Симеона Афонского

В НАЧАЛО / ЖИТИЕ ИЛАРИОНА - ГРУЗИНА / ИСКУШЕНИЕ В ДИОНИСИАТЕ
ИСКУШЕНИЕ В ДИОНИСИАТЕ


ИСКУШЕНИЕ В ДИОНИСИАТЕ

 

Выписка из дневника игумена Русика архимандрита Макария:
"1857 года, января 8 дня, живущий у нас монах грузин, о. Иоасаф, ходил в Дионисиатский монастырь для исповеди к знаменитому нашего времени подвижнику, иеросхимонаху Илариону. При отходе нашего монаха, я просил его, чтобы старец помолился, да даст мне Господь терпение, и аще жизнь моя будет для славы Божией, то да продлит мне Господь оную, а если жизнь моя во вред, то да прекратит ее.

Ответ старца Илариона: "Терпение стяжевается упованием на Господа и признанием себя недостойнейшим из всех. Люди, которых призывает Господь в служение Себе, из смирения признают себя немощнейшими, и как внутренне пред Господом, так и наружно: таковые люди ищут не прославления себя, а только величия Божия; что касается до людей, ищущих своей славы, то они всем жертвуют, лишь бы достигнуть цели - властвовать". И обещался молиться обо мне".

Но не оставил завистник нашего спасения старца и в Дионисиате; он воздвиг на о. Илариона сильное гонение со стороны игумена Евлогия, который заставил старца уйти из монастыря и переселиться в скит Малой Анны. Дело было так:

Стало известно, что коты спали на муке, из которой пекли просфоры; даже в корыте, на самом тесте видели кошачью нечистоту. Просфорнику братия не раз замечали это, но он, пристрастившись к своим котам, с недовольством отвечал, что двадцать лет работает в просфорне и знает свое дело.

Некоторые из братий, имея любовь к старцу Илариону и пользуясь его советами, передали ему все подробно, жалуясь на такое неряшество в просфорне. Старец не умолчал, но отправился к игумену, и строго заметил ему, что такое небрежение недопустимо, и что само помещение тесно и темно, и не имеет необходимых удобств, и добавил: "вот у тебя была келлия хорошая, в которой можно жить спокойно до смерти; но ты захотел простора и построил новую, лучше первой; ты вот такую бы сделал и для просфорни, даже хотя бы в половину, и то достаточно было бы".

Игумену не понравилось такое прямое и строгое обличение; он ни в чем не согласился с о. Иларионом и, резко укорив его, сказал: "Не игуменом ли ты хочешь быть надо мною?" Отец Иларион вышел от игумена оскорбленный и как бы выгнанный.

После этого разговора игумен начал настраивать братию против о. Илариона, браня старца: "Что он? Старшим что ли хочет быть здесь? Надо его хорошенько смирить; надо его наказать, чтобы не вмешивался в чужие дела, надо выгнать эту дрянь отсюда!"

Слова эти и намерения игумена были переданы о. Илариону, который сказал: "Да, с такими людьми я не могу жить", и ушел в скит Малой Анны. Там его уже хорошо знали, ибо это место было близ той пещеры, где раньше жил старец. Его приняли с великою радостью, и один купец купил ему келлию преп. Онуфрия, где он жил до 1862 года.

Вскоре по переходе его в скит, пришел к нему ученик бывшего его духовника, о. Неофита Караманлиса - старец Хаджи-Георгий, который, по любви о Христе, заметил ему: "Вот ты меня учил терпению, а сам - ушел!" - "Нет!" кротко отвечал старец, "я послушал только Евангелия, которое говорит: "Если гонят вас в одном городе, бегайте в другой"".

Во время пребывания о. Илариона в скиту Малой Анны, совершилось достопамятное событие. Церковь его келлии была посвящена преп. Онуфрию и алтарь ее нуждался в большом ремонте, но старец не хотел беспокоить монастырь просьбою, чтобы ему помогли устроить это.

Между тем, ученик его часто напоминал ему об их нужде и просил, чтобы старец попросил монастырь помочь им. Тогда старец сказал: "При жизни своей я никого не хочу беспокоить ради себя ничем, а здесь по устроении престола еще придется звать архиерея, а с ним и его прислужников и певчих, что все сопряжено с расходами; лучше потерпим, предоставляя все это дело воле Божией".

Поистине, кто заботится о главном - о вечной жизни, тот получит, хотя не вдруг, все нужное, как сказано: "Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам!"
В это время в Валахии был лаврский монах-сборщик. Идя однажды по городу, он встретил женщину, которая вручила ему 20 червонцев, прося его доставить их на Афон старцу Илариону-грузину на келлию преп. Онуфрия, добавив, что он имеет теперь нужду. И затем женщина эта скрылась.
Когда этот сборщик, закончив свои дела, возвратился на Афон, то сразу же пришел к о. Илариону и передал ему деньги, заметив, что эта женщина вероятно известна ему. Но о. Иларион, удивившись, сказал, что в Валахии он никогда не был и там его никто не знает, а посему скорей всего он ошибся и деньги эти посланы кому-нибудь другому. Но монах стал объяснять, что женщина эта назвала не только его имя, но и церковь, для которой эти деньги предназначались, и поэтому он никому, кроме него, вручить эти деньги не может.

Несмотря на ясность указания, старец решительно отказался принять деньги, и просил сборщика, если он не сможет найти кого-нибудь другого с его именем, то пусть раздаст деньги нищим.

Обо всем этом сборщик поведал в Лавре, а так как там уже было известно, что церковь старца нуждается в перестройке, то соборне решили, чтобы монах-сборщик сам нанял мастеров и устроил все, что нужно, затем пригласил бы архиерея с клиром, и, по освящении, поставил бы гостям угощение, что тот и исполнил. По желанию о. Илариона, новоосвященный храм был посвящен Воскресению Христову.

Через два года после переселения его в скит Малой Анны, произошло следующее искушение: духовник, о. Григорий, живший в скиту Большой Анны, согласился с игуменом Котломушского монастыря принять английское подданство и паспорт. Узнав об этом, о. Иларион при первом свидании, так как они были друзьями, упрекнул его, указав все зло, из которого это начинание вышло.

Отец Григорий раскаялся и, припав к ногам старца, просил назначить ему эпитемию; но о. Иларион от назначения эпитемии отказался, говоря: "Я не могу иначе судить это дело, как только по св. канонам, тем более, что дело касается самой св. Церкви; а потому эпитемии этой тебе не понести, и из друга ты сделаешься врагом. Посему лучше пойди к своему духовнику, ему открой свой грех и какой он тебе назначит канон, приими его и исполни".

Но о. Григорий долго и усиленно просил самого о. Илариона дать ему канон, утверждая, что от него он все примет и понесет. После многих просьб о. Иларион, прежде всего, раскрыл о. Григорию все зло его поступка, а потом привел соборные правила, в силу которых отлучил его от литургисания на сорок дней. После же сорока дней будет видно: если приедет паша, вследствие их сношений с англичанами, то навсегда он лишается литургисания; а если не приедет, то после рассмотрит снова дело и, учитывая степень его покаяния, скажет, что делать дальше.

Отец Григорий с радостью принял канон и несколько дней не служил; но, встретившись с Котлумушским игуменом, совсем переменился. Тот убедил его стоять в своем намерении твердо, не внимать никому и, что за вздор - подвергать себя за такое дело эпитемии, слушаться человека, дальше своей дикой пустыни ничего не понимающего. Как бы то ни было, а о. Григорий, после свидания с игуменом, отверг эпитемию о. Илариона, начал служить и, в успокоение своей совести, стал сильно поносить о. Илариона и клеветать на него.
После этого случая, приезжал в св. Павловский монастырь английский посланник. Надо сказать, что все монахи этого монастыря родом из ионических островов, находившихся тогда еще в английском владении. Посланник просил поминать его в молитвах, и служащий иеромонах поминал его не только на ектениях, но и на проскомидии.

Но потом, усумнившись, пошел к духовнику и передал ему о своих сомнениях. Тот сделал ему выговор, что он поминал еретика, и сказал, что ему на три года не должно литургисать. иеромонах не поверил этому, и отправился к о. Илариону, но тот, изумившись услышанному, решительно сказал, что он всю жизнь не должен литургисать!

По возвращении в монастырь иеромонах отказывался служить. Игумен спросил: в чем дело? и узнав, что оба духовника запретили ему, начал поносить их обоих, называя их людьми нерассудительными, раз за такие пустяки, как поминовение протестанта, отлучили его от служения.

Но Бог поругаем не бывает. После литургии у иеромонаха пошла кровь из носа, которую ничем не могли остановить, и он, на вразумление многим, скончался. Это стало известно всему Афону.

Вскоре после этого - в 1862 году - о. Иларион с о. Саввой перешли в Русик.

 

 

Экспедиции в пещеру Илариона – Грузина: отчет и часть фотографий.

 Фотогалерея экспедиции в пещеру Илариона – Грузина.

Подробнее читать Житие Илариона – Грузина

Моление за Царя Илариона – Грузина

 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
* Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Последние обновления на портале
Увещание ко Спасению или время созидать самих себя
Духовные горизонты Часть I
Духовные горизонты Часть II
Стихи для тех, кто любит Афон
Ум во Христе
О Любви и Благодати
Опыт, оплаченный жизнью, или практические советы из уст в уста
Земное счастье и небесное блаженство или почему мы не Боги?"
Ис­кус­ст­во борь­бы с по­мы­с­ла­ми Часть I
Ис­кус­ст­во борь­бы с по­мы­с­ла­ми Часть II
О самом простом I часть (Притчи для взрослых)
О самом простом II часть
О самом простом III часть
О самом простом IV часть
Монах и лестница Часть I
Монах и лестница Часть II
Сборник: О самом простом
Монах и лестница Часть III
Золотая ниточка (Притчи для детей)
Живи незаметно
Чистое сердце
Старец
Помыслы
Блуд
Рак, лечение
Тернистым путем к небу Епископ Варнава (Беляев) - Вступление
Тернистым путем к небу Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть I
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть II
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть III
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть IV
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть V
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть VI
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть VII
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) - Часть 1
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) - Часть 2
Житие прп. Симона Радонежского Смоленского
Свобода - это | Свобода | Дверь, которая нарисована на стене | Свобода Любви | Путь к свободе | Вкус Свободы | Умереть за Любовь| Скорби | Необходимое | Нечистая совесть | Окаменевшее сердце | Смерть | Жизнь | Союз сердец | Любовь | Высшая форма Любви | Преданность | Труд сердцем | Прямота | Стойкость | Умение любить | Верность | Деньги | Богатство | Духовное здоровье | Человек | Ум разум | Ум | Предательство| Улица детства | Язык Любви | Стихи о Любви | Вечная Любовь | Смысл Любви | Любовь правда | Правда| Молитвы| Любовь страсть | Любовь жизнь | Цельная Любовь | Здоровье души| Смирение | Истинное смирение| Смирение и ум| Смирение и страх| Смирение и мир| Преданность|

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Рейтинг@Mail.ru
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi & Илья

При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать
активную ссылку http://www.isihast.ru

Монах Симеон Афонский Смиренному сердцу невозможно причинить вред, ибо оно научилось прощать всех.


Монастырь Дивеево