Главная
Новости
Тексты
Стихи
Галереи
Файлы
Видео
Аудио
О проекте
Отзывы о книгах
Монах Симеон Афонский Издания
Написать письмо
Карта сайта
Поиск
Все комментарии
Православный каталог
Сегодня
19 января
Не ошибись, приняв лицемера За того, у кого есть вера.

Старец

 
Информационный портал о старцах и старчестве. Что такое - старец. Как происходит передача опыта старца. Почему мудрые высказывания старцев чаще всего состоят из притч. Что такое молитва старцев? Как появилась молитва Оптинских старцев? Почему старцы пишут стихи? Почему старцы всегда гонимы? Наконец, все эти вопросы подводят нас к главному - что такое Церковь? Здесь не может быть прямого и однозначного ответа. И тем не менее, ответ жизненно важно найти. Самое трудное в поиске - научиться, как выделить главное. Для этого создан наш портал. Если вы задали себе эти вопросы, тогда нам по пути. Смотрите:

Новые статьи на портале

Книги монаха Симеона Афонского

В НАЧАЛО / НИЛ СОРСКИЙ / ПРЕДАНИЕ И УСТАВ ПРЕПОДОБНАГО ОТЦА НАШЕГО НИЛА СОРСКОГО О ЖИТЕЛЬСТВЕ СКИТСКОМ / СЛОВО ОДИННАДЦАТОЕ. О ТОМ, ЧТО ВЫШЕПОКАЗАННЫЯ ДЕЛА ИНОЧЕСКИЯ НАДЛЕЖИТ СОВЕРШАТЬ В СВОЕ ВРЕМЯ И ДОЛЖНЫМ ОБРАЗОМ
Слово одиннадцатое. О том, что вышепоказанныя дела иноческия надлежит совершать в свое время и должным образом
    149. Вопр. Какое правило дает преподобный Нил для вышеизъясненных трудов иночества? 

    Отв. Правило и заповедь о соблюдении для каждою дела - приличнаго времени, меры и способа. "И самыя сии, говорит он, добрые и благолепныя дела (умертвие всему, безмолвие, внутреннюю молитву) подобает иноку совершать благовременно и должным образом,-или, как говорит св. Василий Великий, предварять все, что делает, благоразсуждением, потому, что без благоразсуждения и доброе нередко обращается во вред, если не соблюдается время и мера. Когда же благоразсуждение правильно установит время и меру, великая польза, чуден прибыток - получается". 


    150. Вопр. Что говорит о сем св. Иоанн Лествичник? 

    Отв. "Он, взяв в основание из Писания сие изречение Премудраго: время всякой вещи под небесем (Еккл. 3, 1), утверждает, что всему и в нашем (иноческом) пребывании время... Время - безмолвию и время - немятежному общению; время - непрестанной молитве и время - нелицемернаго служения (братству); да не прельстит нас неразумное и продерзкое усердие; и да не взыщем желаемаго времени прежде своего времени, чтобы не лишиться нам и того, что можно было получить в свое время. Время трудиться над сеянием, и время пожинать класы неизреченной благодати.... Ту же истину он поясняет иным примером". 


    151 Вопр. Каким? 

    Отв. "Крайне опасно воину, неискусному в единоборстве, отделиться от многочисленнаго ополчения своего, чтобы одному ополчиться против врага; крайне опасно и иноку вступить в безмолвие прежде, нежели стяжет опытность и познает свои душевныя страсти: тот гибнет телесно, сей - душевно. Ибо путь истиннаго безмолвия есть путь мудрых и тех токмо, которые стяжали Божественное утешение в трудном сем подвиге и помощь свыше-на время внутренней брани". 


    152. Вопр. Что сказал Великий Варсонофий о времени безмолвия? 

    Отв. "Когда один из братии прочитал ему в Патерике, что истинно желающий спастися должен первее пожить в братстве, перенести и досаждения, и поношения, и безчестие, и прочее, по примеру самаго Господа, и потом уже идти на совершенное безмолвие, которое есть восшествие на крест, т. е. умерщвление себя всему земному и мирскому: тогда старец, выслушав сие, сказал: "истинно рекли отцы; иначе быть не может". Другому же брату Великий Варсонофий рек: "прежде нежели человек не войдет в себя самаго и не возобладает собою (а сие достигается чрез совершенное смирение), - безмолвие пораждает высокоумие". Он же говорит: "если дерзнешь ступить за свою меру или черту, знай, что потеряешь и то, что имеешь. Посему держись средины, внимая воле Божией". 


    153. Вопр. Что произойдет от несвоевременнаго уклонения в безмолвие? 

    Отв. "Вот что - страшное: кто восхощет обезпечалитися прежде времени (сложить с себя всякую заботу внешнюю и дела), тому общий враг подготовит гораздо более смущения, нежели - покоя, и доведет его до того, что неблагоразумный подвижник скажет: "увы мне! лучше бы мне не родиться". Сказал же так святый потому, что с таковыми случаются многия обольщения. И Григорий Синаит, согласно с сим, говорит: "многие, в безмолвии неискусные, подвергались прелести древле и ныне подвергаются; после многих трудов новоначальные и самочинные, за несмысленное свое безмолвствование, бывали и бывают предметом смеха и поношения от неприязни". 


    154. Вопр. Какую причину представляет он сего, так сказать, кораблекрушения для вступающих в безмолвие несвоевременно? 

    Отв. Высоту и неудободостижимость умной молитвы. "Памятование о Боге, говорит, т. е. умная молитва - превыше всего в деятельности иноческой, равно как любовь Божия есть глава всем добродетелям. И тот, кто безстудно и дерзостно домогается внити к Богу, чтобы беседовать с ним чисто и вселить Его в себя с понуждением,-тот, говорю, от бесов, если попущено будет, уловляется в смерть, потому, что гордостно и дерзко, и прежде времени, и недостоин будучи, устремляется к высоте сей. Токмо сильные и совершенные - в состоянии наедине противоборствовать бесам и извлекать на них меч, иже есть глагол Божий. Немощные же и новоначальные, страшась смертельных поражений, не дерзают, прежде времени, вступить в единоборство со врагом и скрываются в твердыни послушаний и благоговейнаго общежития". 


    155. Вопр. Из всего вышесказаннаго о безмолвии - какой выводится урок для инока? 

    Отв. "Слыша сие, вещает авва Нил, будем осмотрительны, и прежде времени да не дерзнем простираться на высокое (подвижничество), чтобы не потерпеть вреда и не погубить души. Соблюдая приличное время и меру среднюю, безопаснее и благонадежнее будем идти: средний путь, как говорят Писания святых, непадателен и непреткновенен". 


    156. Вопр. Какое время может почесться приличным, и какая мера - среднею? 

    Отв. "Приличным для безмолвия временем может быть то, которому предшествует предобучение себя в сожительство с людьми, а средняя мера, и средний путь есть сопребывание с одним или с двумя братиями, как Св. Иоанн Лествичник написал: "желающие работать Христу, да избирают приличныя для сего места и образы жительства, которое может быть троякое: или уединенное, отшельническое, или безмолствование с одним, с двумя, или же -общежительное. Указав сии три иноческие пути, Лествичник присовокупил из Писания: не уклоняйся ни на десно, ни на лево, но путем царским гряди (Втор. 5, 32. Числ. 21, 22)". 


    157. Вопр. Который путь, по разсуждению Св. Лествичника, благонадежнее? 

    Отв. "Средний: безмолвное сопребывание с одним иди с двумя много благонадежнее. Ибо, говорит, горе - единому, когда впадет в уныние, или сон, или в разленение, или в отчаяние; нет, кто бы его воздвиг и ободрил в тот час. В доказательство сего он приводит глагол самаго Господа: идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их (Mф. 18, 20). И изречение Премудраго: блази два-паче единаго (Еккл. 4, 9), т. е. благо отцу с сыном, при содействии Божественнаго Духа, совместно проходить путь иноческаго подвига... И кто один без помощи другаго вступает в брань против духов, тот терпит более опасных от них уязвлений (уморяется)". 


    158. Вопр. Для кого, по качествам и нраву души, полезно, и для кого -неполезно безмолвие? 

    Отв. "Св. Иоанн Лествичник, ясно наименовав благия качества некоторых душ, присовокупил, что таковым душам, с благим своим нравом и с добрыми качествами, сопребывание с другими неполезно: будучи под руководством наставника, они от безмолвия, как от тихаго пристанища, безпреткновенно востекают на небо, не имея нужды в том обучении, в тех искушениях, кои происходят от молвы и преткновений общежития. Тем же, кои еще не прошли искушений и кои побеждаются душевными страстями, отцы возбраняют и прикасаться к безмолвию, а наипаче - одиночному". 


    159. Вопр. Какия страсти называются душевными? 

    Отв. "Страстями душевными называют тщеславие, самомнение, лукавство и прочия, от них происходящия. Кто недугует сими страстями, и, несмотря на сие, вступает в безмолвие: тот уподобляется человеку, выскочившему из корабля и на одной доске думающему безбедно достигнуть берега,-так говорит Св. Иоанн Лествичник." 


    160. Вопр. При каких страстях пользует уединенное пребывание? 

    Отв. "Те, которые борются с плотскими страстями, могут исходить в уединенное житие, и то не просто, как прилучилось, но в свое время и с руководительством наставника: ибо уединение требует Ангельской крепости. Стужаемые же от душевных страстей, да не дерзают даже видеть следов безмолвия, чтобы не низринуться в изступление... Св. Исаак паче всех отцев ублажал безмолвие (*), и св. Арсения Великаго восхваляет, как совершеннаго безмолвника; но и он имел служителей и учеников. Также Нил Синайский, Даниил Скитский и многие другие, как повествуется в житиях их, имели учеников. И повсюду в святых писаниях обретаются похвалы и одобрения безмолвию в сопребывании с одним или с двумя; каковаго сопребывания и я был самовидец во святой горе Афонской, в окресностях Цареграда и в иных местах". 

    (*) О св. Исааке известно, что он, ради безмолвия, оставил епископство в Ниневии. 


    161. Вопр. Какия духовныя выгоды указывает Авва Нил от сопребывания с одним или двумя молитвенниками? 

    Отв. "Брат братом помогаем, яко град тверд (Притч. 18, 19), говорит Премудрый. Та духовная польза в безмолвном сожительстве с верными и в деле Божием единомысленными двумя или тремя братиями, что, все, научаясь воле Божией от святых Писаний, друг друга назидают, когда кому либо из них Бог даст большее разумение; друг другу помогают во время брани от бесов и обуревания страстей; и таким образом, благодатию Божиею, все купно восходят от силы в силу в деле Господнем". 


    162. Вопр. Какое напутствие при отшествии в уединенное иночествование? 

    Отв. "Прежде всего, должно предуготовить себя молитвою, да даст нам Бог свойства потребныя, паче же - терпение к душеполезному пребыванию в келлии, чтобы, как положим начало сему, не быть нам в посмех врагу, в препятие и соблазн собратии; но да пребудем твердо в делах добрых, сохраняясь благодатию Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, молитв ради Владычицы нашея Богородицы и всех Святых в подвигах добродетели просиявших". 


    163. Вопр. Какия дела указывает св. отец Нил уединенному иноку? 

    Отв. "Сия суть угодна Богу: пение, молитва, чтение, богомыслие, рукоделие, труд в какой либо работе. Сие исполняя и к Богу приближаясь, по силе, внутренним человеком, славу возсылаем во благих делах Отцу и Сыну и Святому Духу, Единому в Троице Богу - ныне и присно и во веки веков. Аминь".

     


 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
* Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Последние обновления на портале
Увещание ко Спасению или время созидать самих себя
Духовные горизонты Часть I
Духовные горизонты Часть II
Стихи для тех, кто любит Афон
Ум во Христе
О Любви и Благодати
Опыт, оплаченный жизнью, или практические советы из уст в уста
Земное счастье и небесное блаженство или почему мы не Боги?"
Ис­кус­ст­во борь­бы с по­мы­с­ла­ми Часть I
Ис­кус­ст­во борь­бы с по­мы­с­ла­ми Часть II
О самом простом I часть (Притчи для взрослых)
О самом простом II часть
О самом простом III часть
О самом простом IV часть
Монах и лестница Часть I
Монах и лестница Часть II
Сборник: О самом простом
Монах и лестница Часть III
Золотая ниточка (Притчи для детей)
Живи незаметно
Чистое сердце
Старец
Помыслы
Блуд
Рак, лечение
Тернистым путем к небу Епископ Варнава (Беляев) - Вступление
Тернистым путем к небу Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть I
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть II
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть III
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть IV
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть V
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть VI
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть VII
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) - Часть 1
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) - Часть 2
Житие прп. Симона Радонежского Смоленского
Свобода - это | Свобода | Дверь, которая нарисована на стене | Свобода Любви | Путь к свободе | Вкус Свободы | Умереть за Любовь| Скорби | Необходимое | Нечистая совесть | Окаменевшее сердце | Смерть | Жизнь | Союз сердец | Любовь | Высшая форма Любви | Преданность | Труд сердцем | Прямота | Стойкость | Умение любить | Верность | Деньги | Богатство | Духовное здоровье | Человек | Ум разум | Ум | Предательство| Улица детства | Язык Любви | Стихи о Любви | Вечная Любовь | Смысл Любви | Любовь правда | Правда| Молитвы| Любовь страсть | Любовь жизнь | Цельная Любовь | Здоровье души| Смирение | Истинное смирение| Смирение и ум| Смирение и страх| Смирение и мир| Преданность|

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Рейтинг@Mail.ru
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi & Илья

При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать
активную ссылку http://www.isihast.ru

Монах Симеон Афонский Смиренному сердцу невозможно причинить вред, ибо оно научилось прощать всех.


Монастырь Дивеево