Сребролюбие
Следует отметить еще одно. Постоянно говорить о бережливости, не любить тратить средства вообще, ужимать и ограничивать расходы во всем и радоваться, когда путем какой-то сложной махинации удается добавить еще деньги к имеющимся деньгам, означает обрести сердце, обуянное страстью к барышам, и постепенно лишиться чувства собственного достоинства и монашеского духа.
Такого рода монахи начинают совершать то, чего не следует, и оставлять несделанным то, что надлежало сделать. Они теряют все добрые навыки и впадают в накопительство; совершаемое ими не экономность, а крохоборство. Среди монахов жадность почти то же, что отречение от Бога. Скупость считалась раньше синонимом трусости.
Поскольку монах – лицо, занятие которого состоит в стяжании Святого Духа, чтобы быть светильником Церкви, то даже последний из тех, кто носит это звание, никогда не должен совершать неподобающие и несправедливые действия в отношении всех людей. Монах, чей долг состоит в исправлении самого себя, не должен подражать миру, который ищет наслаждений, а находит гибель.
Монахи прежних поколений никогда не говорили о доходах, никогда не упоминали цены какой-либо вещи, и уходили, услышав любой разговор о любовных делах. В целом для монаха нежелательно заводить близких друзей, к которым он будет особо привязан и с которыми он будет предпочитать общаться (есть, пить и гулять).
Ибо если он найдет в ком-то родственную душу и станет с ним близким другом, сочтя его приятным собеседником, оба они легко могут начать вести себя так, как не подобает, обращаясь друг к другу без всяких церемоний, проводя вечера в болтовне, пользуясь в обращении слишком фамильярными словами.
При этом они будут часто ссориться, и хотя такие люди и могут выглядеть монахами, их сознание не превосходит ни в чем ум мирских людей.
К оглавлению
|