Главная
Новости
Тексты
Стихи
Галереи
Файлы
Видео
Аудио
О проекте
Отзывы о книгах
Монах Симеон Афонский Издания
Написать письмо
Карта сайта
Поиск
Все комментарии
Православный каталог
Сегодня
27 января
Не стремись занять положение ни в обществе, ни во дворце, ибо неизвестно, когда тебе снимут голову – в начале или в конце?

Старец

 
Информационный портал о старцах и старчестве. Что такое - старец. Как происходит передача опыта старца. Почему мудрые высказывания старцев чаще всего состоят из притч. Что такое молитва старцев? Как появилась молитва Оптинских старцев? Почему старцы пишут стихи? Почему старцы всегда гонимы? Наконец, все эти вопросы подводят нас к главному - что такое Церковь? Здесь не может быть прямого и однозначного ответа. И тем не менее, ответ жизненно важно найти. Самое трудное в поиске - научиться, как выделить главное. Для этого создан наш портал. Если вы задали себе эти вопросы, тогда нам по пути. Смотрите:

Новые статьи на портале

Книги монаха Симеона Афонского

В НАЧАЛО / ЖИВОЕ ПРЕДАНИЕ АФОНА
Живое Предание Афона
Переводы рукописей, которые мы публикуем на сайте, это всего лишь часть Живого Предания Афона. Многое из того, что вы найдете в древних рукописях, передано также и через живое преемство старцев, почивших и ныне здравствующих на Святой Горе. Здесь мы поместим устные рассказы, более полно раскрывающие исторические события, описанные в рукописях:



Дионисий Сиатистей

Нам рассказывал о. Хрисанф из скита Агио Анна, что его духовнику о. Арефе рассказывал Мануил Гедеон об известном духовном наставнике исихастов о. Дионисие. Дионисий – духовник Ироефея Дидаскала, см. перевод его жития с кафаревусы. Он жил в скиту Св. Димитрия, относящемся к монастырю Ватопед. Полное его имя – Дионисий Сиатистей. Он был духовником многих известных старцев и святых: прп. Никодима Святогорца, Иоанна Линдосского, Иерофея Дидаскала и других... История Дионисия Сиатистита по Житию Иерофея Дидаскала. Дионисий написал книгу «След Христа». Книга с духовной точки зрения необычная и очень полезная. В те сложные времена опубликовать эту книгу было невозможно. Впрочем, рукопись активно использовалась в библиотеке. В начале девятнадцатого века сам отец Хрисанф и отец Арефа нашли эту рукопись в библиотеке Ватопеда.



Фотолитография Ватопеда – середина девятнадцатого века. Дело в том, что Скит Святого Димитрия принадлежит Ватопеду не случайно. На месте Ватопеда жили монахи - родственники Святого Димитрия Мироточивого. Их монастырь назывался Халкей. Поэтому и Святого Димитрия Мироточивого на Афоне называют Димитрий Халкейский. Интересно, что в монастыре Халкей защищали рукописи подписью: «Кто унесет эту рукопись, пусть все святые будут ему судями…».

Библиотекарь монастыря Кутлумуш о. Дионисий давно знал об этой рукописи, в юности он читал ее в библиотеке Ватопеда. Когда же он увидел ее у Арефы, то приложил большие усилия, чтобы издать рукопись и издал ее! Это происходило в середине прошлого века.







Древняя традиция изменения имен при постриге

Наречение Иерофею имени Илларион Иерофей Дидаскал в детстве носил имя Иоанн, затем в монастыре принимает новое имя Иосиф, а на Афоне при постриге в малую схиму – Илларион. В русской традиции монах может поменять имя два раза. Здесь, как видим, уже четыре имени: Иоанн - Иосиф - Илларион - Иерофей. Это связано с устным преданием Афона. Нам рассказывал один из «духовных правнуков» Иерофея Дидаскала, восьмидесятилетний монах Калинник из монастыря Дионисиат, что в те времена в греческих монастырях принято было менять имена при постриге в рясофор, в малую схиму, в великую схиму и даже при рукоположении в диаконский и священнический сан. Так что монах мог поменять имя пять раз... Он приводит в доказательство множество древних и современных случаев, когда монахи меняли имя до 4-5 раз.

Действительно, как вы можете заметить, в Житии Иерофея действующие лица так часто меняют имена при постригах, что трудно проследить путь отдельного человека. Поскольку Афон - это суверенное монашеское "государство", то в нем существуют свои законы - традиции. Древние традиции Афона не умирают, поэтому иногда традиция изменения имен при рукоположении используется и в настоящее время.







Парфений Скурто

На Афоне Иерофей прежде всего приходит к известному духовнику о. Парфению Скурто. В Житии Парфений упоминается два раза. Второй раз Парфений упоминается вскользь - в том месте, где Иерофей убеждает духовника Дионисия принять его для духовного окормления. Иерофей стал монахом с условием, что через некоторое ему будет позволено уйти из Скита. Именно это условие было обговорено с Парфением. Видимо, это сыграло решающую роль в беседе Иерофея и Дионисия. Не стоит забывать, что Парфений был другом и сподвижником Дионисия. Кроме того, рассказывают, что отец Парфений был другом и наставником прп. Никодима Святогорца вместе с Афанасием Парийским. Вероятно, у Парфения прп. Никодим познакомился с Иерофеем.

Как рассказывал Мануил Гедеон, отец Парфений был в то время признанным лидером афонских исихастов. В устной традиции его ставят в один ряд со свт. Макарием Коринфским, Афанасием Парийским, Христофором Дидаскалом и Нифоном, переселившимся впоследствии на о. Скиафо. Все эти подвижники достаточно известны, кроме Христофора. О Христофоре Дидаскале рассказывал тот же Мануил Гедеон. Полное его имя – Христофор Продромитис, он был долгое время учителем Афонской школы «Афониады» и известным наставником Иисусовой молтивы.

Большой ли был выбор у молодого монаха Иерофея, только пришедшего на Святую Гору? В устной традиции рассказывают, что в то время на Афоне было несколько признанных лидеров исихастского движения: Неофит Кавсокаливит, Дионисий Сиатистей, Парфений Скурто, Сильвестр Кесарийский, Афанасий Парийский. Также существовали два весьма известных братства: Нифона и Никифора. Так что выбор был достаточно большой. Тем не менее, следует помнить, что исихасты жили тихо, почти ни с кем не общались, а в монастырях ими никто не интересовался. Думается, Иерофея спасло обстоятельство, которое афониты выражают следующей шуткой: «Что такое Афон? – Это одна большая деревня, где все друг друга знают».







Иосиф Исихаст

Перевод нового Жития Иосифа Исихаста. Дело в том, что на Афоне среди пожилых монахов греческих монастырей сохраняется весьма обширное устное предание о Старце Иосифе. Особенно это интересно, когда речь идет о его первых годах на Святой Горе. Темное место в обоих житиях... Впрочем, было что умалчивать, странностей у молодого монаха хватало. Например, это рассказы о том, как, будучи молодым, Старец Иосиф приходил на келии в Карее и пламенно проповедовал покаяние, чем приводил в большое замешательство старых, видавших виды, келиотов.

– Покайтесь, приблизилось Царство Небесное!

– Отец, тебе что – плохо? Ты перемолился?! Мы, монахи, непрерывно каемся…

– Где же плоды? Почему у вас нет тех плодов, которые были у древних святых?!

– Э… брат, когда поживешь на Афоне с наше, лет сорок, тогда будешь говорить…

– Нет, отцы, Бог – Тот же и благодать та же. Просто мы – другие. У нас нет той целеустремленности, которая была у древних…

Ведь нельзя забывать, что историческая ситуация на Афоне в то время была достаточно сложной: с одной стороны – страшная разруха и нищета, с другой – духовный упадок.

Так же на Афоне можно услышать повествование, что в этот малоизвестный период жизни молодой Иосиф мог прийти в гости к какому-то келиоту, закрыться в отведенной ему для сна комнате и не выходить до утра.

– Отец, открой, открой! Давай, вместе почитаем повечерие!

– Господи, помилуй нас…

– Послушай, дорогой, со своим уставом в чужой монастырь не ходят!

– Господи Иисусе Христе, помилуй нас…

Так Иосиф молился всю ночь, не обращая ни малейшего внимания на приглашения хозяина почитать службу, попить чай и обсудить новости... Уже тогда многие обижались на чудаковатого молодого монаха.

Есть и много других повествований о молодых годах Иосифа на Афоне. Всех их объединяет общая особенность, – они показывают, насколько Иосиф был оригинален. Иосиф был чрезвычайно целеустремленным человеком, всячески избегавшим схем и духовной мертвости. Он был именно личностью.







Далее мы расскажем об учениках и духовных чадах старца Иерофея Дидаскала, продолживших его исихастскую традицию на Паросе и Кикладес:
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Последние обновления на портале
Увещание ко Спасению или время созидать самих себя
Духовные горизонты Часть I
Духовные горизонты Часть II
Стихи для тех, кто любит Афон
Ум во Христе
О Любви и Благодати
Опыт, оплаченный жизнью, или практические советы из уст в уста
Земное счастье и небесное блаженство или почему мы не Боги?"
Ис­кус­ст­во борь­бы с по­мы­с­ла­ми Часть I
Ис­кус­ст­во борь­бы с по­мы­с­ла­ми Часть II
О самом простом I часть (Притчи для взрослых)
О самом простом II часть
О самом простом III часть
О самом простом IV часть
Монах и лестница Часть I
Монах и лестница Часть II
Сборник: О самом простом
Монах и лестница Часть III
Золотая ниточка (Притчи для детей)
Живи незаметно
Чистое сердце
Старец
Помыслы
Блуд
Рак, лечение
Тернистым путем к небу Епископ Варнава (Беляев) - Вступление
Тернистым путем к небу Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть I
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть II
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть III
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть IV
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть V
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть VI
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть VII
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) - Часть 1
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) - Часть 2
Житие прп. Симона Радонежского Смоленского
Свобода - это | Свобода | Дверь, которая нарисована на стене | Свобода Любви | Путь к свободе | Вкус Свободы | Умереть за Любовь| Скорби | Необходимое | Нечистая совесть | Окаменевшее сердце | Смерть | Жизнь | Союз сердец | Любовь | Высшая форма Любви | Преданность | Труд сердцем | Прямота | Стойкость | Умение любить | Верность | Деньги | Богатство | Духовное здоровье | Человек | Ум разум | Ум | Предательство| Улица детства | Язык Любви | Стихи о Любви | Вечная Любовь | Смысл Любви | Любовь правда | Правда| Молитвы| Любовь страсть | Любовь жизнь | Цельная Любовь | Здоровье души| Смирение | Истинное смирение| Смирение и ум| Смирение и страх| Смирение и мир| Преданность|

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Рейтинг@Mail.ru
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi & Илья

При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать
активную ссылку http://www.isihast.ru

Монах Симеон Афонский Смиренному сердцу невозможно причинить вред, ибо оно научилось прощать всех.


Монастырь Дивеево