Помысл парализует ум
Монаху следует стяжать смиренное сердце, в котором живет Христос. В достижении этого есть начальная и конечная стадии. Если вы имеете рассеянный ум, он будет пребывать в том помысле, на котором остановился и которым полностью пленен.
Поэтому, чтобы не дать там остаться, все писания Святых Отцов советуют вам вернуть ум или внимание ума в сердце, где ему положено быть.
«Когда в силу такого молитвенного труда, водворится в сердце действо молитвы, тогда она станет удерживать при себе ум, веселит и до пленения не допускает» (Пр. Григорий Синаит. Добротолюбие. М., 2003, стр. 236.)
Если же вы приняли помысл, ваш ум остается в этом помысле, парализуется им и становится его рабом. И сердце утрачивает состояние чистоты или, иначе сказать, чистота сердца становится недостижимой.
Святые Отцы советуют нам, чтобы мы нашли свой ум и вернули его назад, в сердце, с помощью внимания и Иисусовой молитвы.
«Сердце – сокровищница разумной способности души и главное телесное орудие рассуждения. Стараясь в строгом трезвении соблюдать и направлять эту свою способность, что же мы должны делать, как не то, чтобы, собрав рассеянный по внешним ощущениям ум, приводить его к внутреннему средоточию, к сердцу, хранилищу помыслов?»
(Св. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолствующих. СПб., 2004, стр. 123).
Искусство борьбы с помыслами
|