Соединение ума с сердцем
81. Не следует бояться неудач в духовной жизни, ибо неудачи – наши учителя.
82. Хорошо в духовной жизни никогда не совершать ошибок, но еще лучше – уметь исправлять их.
83. Тот, кто хочет отречься от эгоизма и боится сделать это, подобен человеку, который, ступив одной ногой в отплывающую лодку, боится оторвать от берега другую ногу.
84. Страх перемен в духовной жизни останавливает все развитие души и является причиной того, что она остается ни с чем: «Но так ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». (Откр.3.16).
85. Если внешний мир и его обстоятельства, какие бы они ни были, сбивают и раздражают душу – духовная жизнь ей не открывается.
86. Отсекать блуждающие помыслы и возвращать внимание ума в сердце, стараясь пребывать в покаянной молитве – это молитвенная практика для стяжания непрестанной молитвы.
87. Духовная жизнь – это жизнь в Духе Святом, Который возводит душу к Божественным созерцаниям.
88. Для того, чтобы войти не только в молитвенную жизнь, но и в духовную, необходимо полностью отбросить все свои мирские представления и понятия, чтобы стать новым духовным существом.
89. Восхождение в духовной жизни означает вначале отречение от явных и грубых привязанностей до отречения от более тонких и скрытых, пока не исчезнут полностью все привязанности к миру и к помыслам и в сердце останется только Христос.
90. Успех в духовной жизни состоит не в том, чтобы что-то постоянно узнавать, а в том, чтобы непрестанно пребывать в покаянии.
+
91.В мирской жизни в действительности мы ничем не можем владеть; а в духовной жизни ничего не можем потерять, если это действительно духовная жизнь.
92.Тот, кто в молитвенной практике продолжает упрямо держаться за свои мирские привязанности, не находит Христа.
93.В духовной жизни нет места любопытству, а есть цельное, ясное и глубоко осознанное стремление к Спасению.
94. Сердце, которое благодаря практике непрестанной молитвы, соединилось с умом и стало единым и цельным, начинает жить духовной жизнью.
95. Сначала мы собирает молитвой рассеянный ум, затем он становится простым, без помыслов, желаний и страстей; когда ум, ставший простым, соединяется с сердцем, оно само начинает молиться непрестанной молитвой.
96.Непрестанная молитва не является целью, цель – вселение в сердце Святого Духа, это и есть начало духовной жизни, когда все в человеке меняется в соответствии с жизнью Святого Духа.
97.В обретении духовной жизни большим препятствием является поиск душевных утешений вместо закрепления правильного спасительного навыка – постоянного пребывания в покаянии.
98.Те скорби и страдания, которые встречаются тебе в духовной жизни, прийми как свой крест: они даются тебе Богом, чтобы ты научился обращать свои скорби и страдания в живую покаянную молитву.
99.Не имей неприязни к страданию и боли и никогда не привязывайся к телесному покою – ищи Христа во всех явлениях своей жизни.
100.Не пытайся малодушно убегать от скорбей и страданий, которые являются нашими учителями – просто переболей и перестрадай их и они обогатят тебя духовным опытом и приблизят твое Спасение: «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете».
Духовные горизонты Симеон Афонский
Панторатор
|