Афон Дионисиат
Монах, собирающийся покорить страсти
91.Покорение страстей состоит в рассуждении, отречении и покаянной молитве, призывающей помощь Божию.
92.Монах, собирающийся покорить страсти, приступает к чревоугодию и рассуждает так: «Это – чревоугодие, страсть к земной пище, ради которой я забываю о пище нетленной». Поэтому он отрекается от пожелания земной пищи, отсекает помыслы о пище, не вожделеет ее, не вспоминает о ней, не обращает внимания на нее и с молитвой побеждает страсть чревоугодия, доставляя телу только самое необходимое, а душу утверждая в пище нетленной – благодати Царства Божия.
93.Монах, собирающийся победить страсти, приступает к сребролюбию и рассуждает так: «Это – сребролюбие, которое делает сердце подобным пустой копилке для денег и заставляет служить диаволу». Поэтому он отрекается от страсти сребролюбия, отсекает помыслы о богатстве, не вожделеет его, не вспоминает о нем, не обращает внимания на деньги, и с молитвой побеждает сребролюбие, возлагая все упование и надежду на Бога.
94.Монах, собирающийся победить страсти, приступает к похоти и рассуждает так: «Вот – похоть, самый злостный погубитель чистоты сердца, убийца души и тела». Поэтому он отрекается от похоти, отсекает помыслы о похоти, не вожделеет ее, не вспоминает о ней, не обращает внимания на блудные образы и представления и с молитвой побеждает похоть, утверждается в целомудрии души и тела и обретает чистоту сердца, которую возлюбил Христос.
95.Монах, собирающийся победить страсти, приступает к гневу и рассуждает так: «Вот – гнев, ненавистник добра и злобный разрушитель духовной жизни». Поэтому он отрекается от гнева, отсекает все гневные помыслы, не впускает гнев в свое сердце, не вспоминает о гневе, совершенно оставляет его и с молитвой побеждает гнев и сердце такого монаха обретает кротость, обретает терпение, обретает прощение и Самого Христа.
96.Монах, собирающийся победить страсти, приступает к унынию и рассуждает так: «Вот – уныние, привязанность к вещам и к суетному миру, которое словно ржавчина, разъедает мое сердце». Поэтому он отрекается от уныния, отсекает все помыслы уныния, не впускает уныние в свое сердце, не вспоминает об унынии, совершенно оставляет его и с молитвой побеждает уныние, более не страшится глубокого уединения и, укрепляемый Христом, шествует далее к Спасению.
97.Монах, собирающийся победить страсти, приступает к печали и рассуждает таким образом: «Вот – печаль, погубившая столько монахов, злая подруга отчаяния». Поэтому он отрекается от печали, отсекает все помыслы о печали, не впускает печаль и отчаяние в свое сердце, не вспоминает о печали и отчаянии, совершенно оставляет печаль и отчаяние и с молитвой побеждает их, утверждаясь в решимости идти за Христом до конца и полностью победить все страсти.
98.Монах, собирающийся победить страсти, приступает к тщеславию и рассуждает так: «Вот – тщеславие, душевный яд, умертвляющий сердце и обращающий все духовные труды в посмеяние». Поэтому он отрекается от тщеславия, отсекает все помыслы тщеславия, не впускает тщеславие в свое сердце, не вспоминает о тщеславии и с молитвой побеждает тщеславие, горя духом и укрепляемый благодатью, он устремляется на сокрушение главы адского змия – гордости.
99.Монах, собирающийся сокрушить гнездо порока, уничтожить корень самолюбия – гордость, победить твердыню зла в самом себе – эгоизм, приступает к гордости и рассуждает таким образом: «Итак, вот – гордость, средоточие эгоизма, греха и смерти, мой единственный и последний смертный враг». Поэтому он отрекается от гордости, отсекает все помыслы гордости, не впускает гордость в свое сердце, полностью отвергает гордость, совершенно освобождается от гордости, с молитвой побеждает ее всецело – и получает в дар от Христа – чистоту сердца, бесстрастие сердца, непрестанную молитву, обильные благодатные слезы и смирение и соединяется в своем сердце с нетварным сиянием Пресвятой Троицы.
100.Венец бесстрастия – смирение, венец смирения – Божественная Любовь , поселяющаяся в чистом сердце, Которая навсегда побеждает смерть, ибо неподвластна смерти: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» (1Кор.15.55).
Афон Протат
|