Старец
Гавриил (Зырянов)
«Долго я ломал себя,
все не удавалось.
Ну, наконец сломил...»
Старец Гавриил Зырянов
Червь тления
Червь тления пролагает свой узкий и едкий след в вещах неожиданных и порой самых возвышенных.
Покровительство государства православию оказывало мертвящее влияние на церковную жизнь, тяжестью своей опеки искажая суть ее идеалов. Казалось бы, власть, взявшая на себя заботу о благополучии Церкви, способствует укреплению ее влияния в обществе (впрочем, с легкостью обрушивая гонения при перемене настроений у очередных правителей).
На деле происходит обратное. Благонамеренный подданный и усердный прихожанин становятся для населения образцом принудительного подражания, начиная в восприятии людей с легкостью подменять друг друга.
Неизменность, покой, порядок (не забудем и чинопочитание), успешность в начинаниях и могущество и важные вещи под солнцем - становятся объектом поклонения и в сердцах, и в храмах. Предметом различных спекуляций. И вот, если ты в посты не говел или мясоедом исхудал от воздержания, изволь дать соответствующие объяснения уряднику. "
Прежний автор, архимандрит Симеон (Холмогоров), радовался величию дарований учителя, умилялся картинками Святой Руси, взрастившей праведника. Между тем чуть ли не все явления тогдашней действительности были уже поражены болезнью и расшатаны в основании.
Через сорок лет сидя среди пепелищ былой России (или, если угодно, на стройке светлого будущего) и перелистывая книгу своего собрата - «дядя Коля» созерцал бесчисленные страдания, выпавшие их духовному отцу в том безмятежном прошлом.
Пройдя лично сквозь огненные печи, устроенные прорабами социализма для всякого непокорного и «неправильного» люда, епископ Варнава, поучаясь сам, назидал и неведомого будущего молодого друга:
«Все, хотящии жить во Христе Иисусе, гонимы будут (2 Тим. 3,12). Это закон».
А потому:
«По силе нравственного сопротивления... встретят скорби, непризрачные и страшные. Прожить как следует ради Христа, где угодно, -это не мутовку облизать».
Автор Жития Епископ Варнава (Беляев) |