Тернистым путем к небу
Варнава (Беляев)
Житие старца Гавриила (Зырянова)
Часть II
«Долго я ломал себя,
все не удавалось.
Ну, наконец сломил...»
Старец Гавриил
Подлый стиль
Думаю, что нет особой нужды переводить Иоанна 8,41«выкидыши», используя матернее слово, как это сделал Л.Толстой в своем «Евангелии». Есть и другие подобные места. Я только хочу подчеркнуть, что христианину должна быть каждая буква дорога и ценна в Слове Божием, как и Сам Господь сказал и научил, что в ней скрыт не просто глубокий, но космический смысл (Мф. 5,18: «черта»).
Из вышесказанного не следует также, что нам должно брать пример с Ленина. Думать так - значит извратить всю мою мысль. Но я всегда строго за то, чтобы была выслушана и противная сторона. И в общежитии «подлый штиль» (выражение А. С. Шишкова) может пригодиться.
Мы слишком толстокожи и привыкли ко всякой жесткости. Мягкие слова на нас не действуют. Мы слушаем в «Двенадцати Евангелиях» слова «ввержен в темницу» и не плачем, не умиляемся.
Ввержен-то был Варавва-разбойник (Лк. 23,19), но, несомненно, между допросами и Господь Иисус Христос сидел. Отзвуком этого являются основанные на предании наши так называемые «темнички» в церквах. Для нас «темницы», да еще более нежно и ласкательно «темнички», обратились просто в поэтические образы, потому мы и не плачем.
А если бы мы услышали слова «тюрьма», «ДОПР», с которыми каждый хорошо знаком, то сразу бы сердце ужаснулось у нас и за свою судьбу, и за судьбу Иисуса Христа.
Повторяю, если нельзя этого вводить в священные документы, то всячески нужно каждому предварительно ввести пред церковной службой в свой частный обиход и настроение.
Можно написать вещь в самом набожном тоне, елейным языком, вложить в него все свое умилительное настроение - таково, например, «жизнеописание» архимандрита Симеона, ученого-монаха, уже по общему нашему духовному отцу близкого мне (которому, между прочим, старообрядцы предлагали в свое время 10 000 рублей, если он напишет сочинение, опровергающее известную монографию проф. Каптерева о Никоне).
|