Тернистым путем к небу
Варнава (Беляев)
Житие старца Гавриила (Зырянова)
Часть II
«Долго я ломал себя,
все не удавалось.
Ну, наконец сломил...»
Старец Гавриил
Оле благоуханного языка и духовного веселия!
Простец будет читать и лить слезы: как это прекрасно, какие старцы и монахи Оптиной пустыни... Оле благоуханного языка и духовного веселия! А ум, критически настроенный, оппозиционно, да и просто даже желающий извлечь конкретную пользу, чтобы самому не поскользнуться, - ибо об этом все святые отцы предупреждают, - придет от этого описания просто в ужас.
Ну, скажет, эгоисты, на языке все «смирение», «святое послушание», а на деле оборачивается все тонким тщеславием (ведь в прославленную обитель Достоевский и Толстой даже ездили!), жестокостью по отношению к подчиненным, чтобы они создавали эту славу и выгоду, а еще лучше - играли такими священными словами и мистическими вещами, как «исцеление», «прозорливость», как будто с Богом они запанибрата.
И вот я наткнулся на вопрос: как же писать? Ведь надо отобразить истину, по крайней мере так, как я ее понимаю. И главное, скрыть свое понимание нельзя, потому что, например, из подробного описания страданий мучеников в житиях святых мы видим всю жестокость мучителей
Если ее, правду, написать черным по белому, со всеми точками над «1», с подписью повсюду «се лев, а не собака», то, по пословице, дураков не убавишь на свете, а на умных тоску наведешь. А если написать завуалированно, хорошее освещая всеми театральными прожекторами (даже!) и паникадилами нынешних храмов, а плохое, хотя и назидательное (в качестве предохраняющего от ошибок элемента), не скрывая, но оставляя в тени, то где это слово древних великих святых:
«Дым, выходящий из дров, тяжел бывает для очей, но потом показывает им свет и услаждает тех, кому прежде причинил неприятность» (Филофей Синайский)
А пример самого Слова Божия, не скрывающего ни одной плохой черты, ни одного падения в жизни даже величайших людей и святых пророков?
|