Тернистым путем к небу
Варнава (Беляев)
Житие старца Гавриила (Зырянова)
Часть II
«Долго я ломал себя,
все не удавалось.
Ну, наконец сломил...»
Старец Гавриил
Как поступать в интригах
Всего этого не должно забывать ни одному кающемуся и желающему вступить на путь спасения или пойти в монастырь. Многие ужасы, которые я здесь опустил, в те времена применялись как наказания истинно святыми начальниками бесстрастно, то есть не по чувству личной мести и зложелательства, а в целях исключительно объективно-воспитательных; иногда даже наставники невольно сдавались на просьбы самих кающихся.
Но теперь, в наше время, возгоревшиеся духом молодой человек или девушка должны быть осторожны, потому что причины и мотивы возникновения гонений на них могут быть совсем противоположны вышеуказанным.
Но, конечно, как бы то ни было, всегда должно винить только себя и думать о гонящих только доброе, то есть что они радеют о нашей же пользе, а не личный гнев и зло срывают на нас или эксплуатируют кого ради славы и пользы обители...
Все это, сколь бы оно ни было горестно, не умаляет силы Христовой, не устраняет благодати Святого Духа, не мешает самому вездеприсутствию и бытию Божию. Только неверующие и не желающие спасаться могут так думать, оправдывая свою жизнь по страстям в миру.
(И на солнце есть пятна, но никто его не сравнит ни с луной, ни с сальной свечкой. И монастырь должен оцениваться не по тому, сколько в нем есть тех или иных отрицательных фактов, - а так именно и поступают антирелигиозники, указывая на единичные случаи и тут же обобщая их - а по тому, насколько население его в массе превосходит своей отрешенной жизнью такую же массу...
Да и то сказать, кто такие насельники монастыря? Это цвет того общества, которое живет под его стенами. Это идеалисты, энтузиасты, которые ненавидели все худое и плохое в обществе и захотели превзойти его даже и в хорошем.)
Мною все это говорится для того, чтобы кому-нибудь безрассудно не взять на себя подвигов, то есть бед, выше своей меры, в суетной надежде на помощь Божию и Его Промысл.
Ибо не всем Он оказывает видимую помощь даже в несчастии и смерти, а только одним из' бранным, в условной пропорции 1:100 000 1:1 000 000 000 (один случай на миллиард) |