Тернистым путем к небу
Варнава (Беляев)
Житие старца Гавриила (Зырянова)
Часть II
«Долго я ломал себя,
все не удавалось.
Ну, наконец сломил...»
Старец Гавриил
Оптина
Путь, который теперь на аэроплане проделывается в несколько часов, наш подвижник со вершил почти за полтора месяца, так как н все ехал, а довольно и двигался пешком.
Козельск, последние поля, речка Жиздра, вот - духовная лечебница и учебница, Оптина пустынь....
Это было 13 августа 1864 года....
Тогда, 100 лет тому назад, по Святой Руси немало было обителей, старцев, славных доброй жизнью монахов и монахинь. Если так была жива вера в простом народе и интеллигенции (и до самых последних дней перед революцией), как это мы можем судить хотя бы по тенденциозной картине «Крестный ход», то что говорить о людях, которым всего этого казалось мало, которые жаждали высших подвигов...
Не спорю, Оптина пустынь достаточно была известна и тогда, но значило бы терять иерархическую перспективу, если судить о ней хотя бы по первому-второму десятку лет XX века на основании некоторых фактических данных и обстоятельств, выпавших ей на долю и задевших некоторые круги церковной и светской интеллигенции.
(Разумею издание ею святых отцов под редакцией митрополита Московского Филарета, связь со славянофилами, посещение обители Л.Толстым, Ф.Достоевским, служение обществу и этому монастырю таких людей, как Климент Зедергольм, филолог-переводчик, и К. Леонтьев, философ и публицист, и прочих.)
Спасающемуся и интересующемуся историей подвижничества никак нельзя забывать и других монастырей и монахов, оставивших менее заметный след в письменной документации, но гораздо больший в той, о которой так возвышенно-таинственно говорит апостол Павел:
«Вы показываете собою, что вы - письмо Христово... написанное не чернилами, но Духом Бога Живого» (2 Кор. 3,3).
Изо всех приведу только одно свидетельство - Саровскую пустынь и ее славного подвижника преп. Серафима.
|