Тернистым путем к небу
Варнава (Беляев)
Житие старца Гавриила (Зырянова)
Часть II
«Долго я ломал себя,
все не удавалось.
Ну, наконец сломил...»
Старец Гавриил
Послушания в Оптиной распорядок дня
Здесь, конечно, было со стороны послушников баловство, озорство, не было чистой злобь и насилия, но для самособранного духа Гавриила это «развлечение» было тягостно, нудно, тошно. А запротестовал - нехорош.
Или вот распорядок дня. Если жить в Боге, не иметь никогда уныния, но всегда, по апостолу (1 Фес. 5,16), радоваться, что кругом тебя такая благодать, тогда только его и выдержать можно. Брат Гавриил непрестанно твердил себе, что он монах, и искушений не замечал, так же как и проступков ближних. Он был чист сердцем. Осуждения он не знал.
А режим такой...
Утреня, как я сказал, в 2 часа ночи. Пекари стояли до кафизм. Они начинались, старшой брал благословение у игумена, зажигал свой фонарь у местночтимой иконы - огонь для печки должен был быть священный, - и все девять хлебопеков, в том числе и Гавриил, уходили месить хлебы.
Пока тесто подходило, ложились по лавкам и отдыхали...
Посадка хлебов в печь.
Навую затирают опару.
Первые хлебы поспели, вынули их из печки, снова берутся месить вторые.
Пока они подходили, пили чай.
После него - разделка теста на хлебы и распределение по формам.
Посадка в печь и - новая, третья опара.
Пока хлебы в печке пеклись, шли обедать на трапезу.
Я выше упомянул про четыре кушанья.
Да, они вкусны для голодного верующего, приготовлены с молитвой, приправой к ним служит окаивание себя и борьба с чревоугодием, но ведь эта пища, во-первых, на девяносто процентов одна вода.
Суп - вода, щи - вода, рассольник - вода.
И вот перед тобой картофель, капуста, ведро с водой и графин с квасом. Так вообще у нас было принято в лучших «пустынях».
Оттого и монахи были толстые, пузатые, а безбожники удивляются: «Вот едят...» Но они не ели, а болезненно разбухали от воды и кваса… Старец Гавриил в начало.... |