Монахи и диетическое питание
Теперь, когда рациональное питание вводится в быт самый простой и люди услыхали, что есть на свете «жиры», «белки», «углеводы», •«калории» - а они и тогда ведь были, не большевики их открыли, - странно, что принятие пищи в прежних монастырях было поставлено никуда не годно.
«Мы простецы, науки не знаем...»
Хорошо, пригласи для совета врача-гигиениста. Ходишь к старцу для пользы души - пригласи специалиста и для пользы тела. Апостол говорит: никтоже плоть свою возненавидит, но греет и питает (ср. Еф.5,29).
А то, прибавляет Серафим Саровский, «изнемогши телу, изнеможет и душа..."
Ведь принятие пищи для монаха - это важная вещь, разумею с духовной точки зренил. Ведь в «Лествице», которую издала та же Отняв пустынь и по которой все монахи мнят имети живот, то есть жизнь вечную (Ин. 5,39), прямо сказано:
«Давай телу твоему пищу достаточную и удобоваримую, чтобы насыщением отделываться от его ненасытной алчности гчрез скорое переварение пищи избавиться от разжжения, как от бича» (Слово 14,13).
Что это значит в переводе на современный научный язык?
А то, что великий пастырь монахов требует и заповедует диетическое питание. Все древние отцы - даже в Египетской пустыне, там, где от жары камни лопаются, - настаивали на том, чтобы монахи как можно меньше пили. Жажду в аскетическом отношении ценили выше голода (поста).
А у нас монахи, как нарочно, даже зимой и при морозах ставили на трапезе воду, квас, воду и воду.
|