Тернистым путем к небу
Варнава (Беляев)
Житие старца Гавриила (Зырянова)
Часть II
«Долго я ломал себя,
все не удавалось.
Ну, наконец сломил...»
Старец Гавриил
Непрестанно настороже
...После обеда дозволялось отдохнуть, но не более получаса. Некогда. Нужно было вынимать вторые хлебы и сажать в печь третью очередь. Теперь можно было уйти в свою келью (часов на пять), помолиться, почитать, починить одежду и прочее.
Затем снова выемка хлеба....
В 7 часов вечера надо идти на правило в церковь, оттуда на откровение пожшслов к старцу в скит (он вне монастыря).
В 9 часов вечера надо опять в хлебную -делать постанов на завтра. Ведь братии было несколько сот человек, да постоянно приезжавших к старцам сколько!
И потом, как это ни странно, святая обитель брала частные заказы из Козельска по булочной части. Пекли булки, баранки, куличи, пироги, заготавливали лапшу и сухари... От них и братии кое-что перепадало. В общем, за сутки надо было пудов ставить теста. Пекли три раза по 25 пудов.
Мало всего этого. Гавриилу дали еще дополнительное послушание ходить каждый день к ранней обедне петь на правом клиросе, а в праздники и воскресенья петь в соборе на левом клиросе и еще звонить в один большой колокол на колокольне.
Дел довольно, «по горло», так что и отдохнуть некогда. Да и вообще свободного времени почти нет. Вот она, монашеская жизнь «дармоедов», которые только спят да лежат, да брюхо растят, как обычно слышится в миру о смиренных тружениках. «Нетрудовой элемент»... Может ли быть что более издевательское и несправедливое?
И если бы этой внешней трудовой жизнью всё ограничивалось! Но в том-то и дело, что это только меньшая часть подвижнической жизни. Кто хочет очистить себя не только от страстей и дурных привычек, приобретенных в миру, но и от самих причин их и производителей, то есть от помыслов, тот ведет ежечасную, ежеминутную борьбу с ними.
Гавриил всегда должен быть весь внимание, весь- око, непрестанно настороже, в непрерывном напряжении и молитве. И не день, не неделю, не год, не два, а десятки лет! Только спустя лет тридцать, при нормальном порядке вещей , человек в результате такой внутренней жизни достигает вожделенной свободы о Христе (Гал.5,1,13), на опыте познает, что такое духовная молитва, непрестанная память Божия, богосыновство (Гал. 4, 5-7) и прочее.
Каждый в свою меру, конечно.
А внешние труды, которые так ценит мир... В миру есть, специальности, при которых люди всю жизнь работают по ночам. Их собратья отдыхают и заваливаются спать с женами и без жен, а они обязаны идти на дежурство. И однако никто из них, кроме званных от Бога, не согласится сменить эту жизнь на «дармоедскую» монашескую.
А про духовную и говорить нечего... |