Тернистым путем к небу
Варнава (Беляев)
Житие старца Гавриила (Зырянова)
Часть III
Старец Гавриил и Алеша Ворбьев
«Долго я ломал себя,
все не удавалось.
Ну, наконец сломил...»
Пей поругание, как воду
Некая схолия и отступка на аскетические и личные темы.
В досточудной «Лествице» преп. Иоанна, игумена синайских монахов, которую ни он сам, ни его ученики и почитатели, как я думаю, так не назвали, а название это приклеила уж после история, высказываются такие основные принципы монашества:
«Пей поругание, как воду», и - «погибни тот день, в который тебя не обидели».
Или как в связном контексте «Лествицы» сказано: «Кто стремится к бесстрастию и к Богу, тот считает потерянным всякий день, в который его никто не укорил.».
И не бил, надо добавить, не причинял всяких гадостей, не разносил клевету и прочее, смотря по духовной силе подвижника...
Внешнюю сторону этих заповедей в Оптиной, кажется, хорошо старцы усвоили. Это уже видно из предыдущего описания, будет видно и из последующего. Можно бы и примеры привести из «Подвижников благочестия» о старцах, жизнеописание о.Агапита об Амвросии.
Я тоже воспитанник Оптиной пустыни - свою младенческую колыбель я имел в ней, вернее, наездами окормлялся у знаменитого старца скита, - и потому могу сказать с полным правом, что мы со старцем схиархимандритом Гавриилом тожде (одно и то же) брашно духовное ядоша; и... тожде пиво (питие) духовное пиша (1 Кор. 10,3-4).
Когда после наши жизненные пути на краткое время скрестились и когда при одной из встреч он сам начал разговор на эту тему, я стал горячо отстаивать «Лествицу».
Я по молодости лет тогда был ригористом, а он был уже многоопытным старцем, мягким, любвеобильным, на своей собственной спине испытавшем (Пс. 128,3), что это такое за сладкая «вода жизни», которой, не продумав, стараются напоить неопытные своих ближних.
Теперь только я понимаю, почему он шел так против «Лествицы», почему так настаивал на любовном отношении ко всем, вопреки ее суровым требованиям, почему его отзывы об Оптиной пустыни были окрашены в тот же цвет. |