«Сладкое начальное время, в которое старец
раскрыл ему слепые глаза на богатый
внутренний мир сердца и ума...»
Старец Оптиной пустыни иеросхимонах Амвросий
(Гренков), один из учителей (1864-1874 гг.)
послушника Гавриила Зырянова.
Снимок 1870-1880-х годов
Старец иеросихм. Гавриил Зырянов
По прибытии в Оптину - новые послушания
По прибытии в Оптину сейчас же пошел отдавать отчет игумену по делу и старцу о. Илариону - по душе. Они очень удивились его рассказу, чудесам и тем чувствам, которые его в эти минуты осеняли. Поговев, Гавриил готов был уже снова вернуться на старое место, но старцы - их трудно понять - переменили ему послушание и оставили при обители.
«Брат Гавриил оставил Оптину пустынь, ее строгую жизнь и уставные многолюдные службы, старческие кельи в тихом бору и посещаемые им вечерами могилки прежде почивших отцов...»
Но стала ли его жизнь слаще? Ему дали сырую и холодную келью в башне. Зимой она промерзала на целый аршин от пола, обрастала сплошным льдом и снегом, так что койка и постель были тоже влажные, и Гавриил нередко, придя из кухни, от горячей плиты, ложился в нее как в сугроб.
Послушание ему дали сперва у погребничего: варить квас, солить капусту, огурцы, хранить масло и т.д. Здесь на него напала охота есть масло. Но как только он исповедал этот помысл о.Амвросию, страсть исчезла. Так что сам старец удивился.
Только железное здоровье могло поддержать еще Гавриила и не дать ему раньше времени сойти в могилу. Но и оно давало сбои. Поэтому из-за простуд, которые он схватывал, спускаясь по нескольку раз в погреб, его перевели опять в хлебную. Отсюда - в булочную (о ней было упомянуто - портал Старец), через полгода - в просфорную.
Наконец, сам игумен взял его к себе в так называемую «игуменскую кухню». Это, собственно, не его личная только. В иных строгих обителях России приезжих богомольцев, будь они хоть архиереи или бывшая великая княгиня Елизавета Федоровна, свояченица царя и настоятельница Марфо-Мариинской обители в Москве, кормили со скромной братской трапезы: пустыми щами, безвкусным свекольником, не очищенной от кожуры как следует картошкой. |