«Сладкое начальное время, в которое старец
раскрыл ему слепые глаза на богатый
внутренний мир сердца и ума...»
Старец Оптиной пустыни иеросхимонах Амвросий
(Гренков), один из учителей (1864-1874 гг.)
послушника Гавриила Зырянова.
Снимок 1870-1880-х годов
Старец иеросихм. Гавриил Зырянов
Как повара посылали Гавриила к старшему келейнику игумена попросить «зашеину»
Как повара посылали к старшему келейнику игумена попросить «зашеину» и тот шел, ничтоже сумняшеся, принимая это за новый род какого-то провианта. Как сам начальник кухни велел сварить несколько яиц в мешочек, а он, не найдя подходящего мешочка, оторвал низ рукава у рубашки и сварил их вкрутую. Как такая же история случилась с варкой картофеля в мундире.
Нередко случалось, что брат Гавриил день-деньской так умается у плиты, что, не чувствуя ног, сваливается на постель и засыпает как убитый. Но в глухую полночь приезжают новые богомольцы и просят есть. В другом бы монастыре (из указанных выше - портал Старец) им сказали, что у них на это есть свое время, что у них не ресторан по первому разряду.
Но тогда только что кончилось крепостное право, приезжали все бары и помещицы, и, очевидно, монахи-оптинцы не имели в себе силы им так ответить. И вот усталого Гавриила будят. И он безропотно принимается на кухне за то же дело. А через час начнется утреня, надо идти невыспавшемуся в церковь.
Вообще это послушание для Гавриила было тяжелое и трудное не только в физическом отношении, но, как я вскользь упомянул, и по условиям духовной жизни. И лишь когда на него уж очень сильно находило уныние -это особое состояние духа, в особенности оно берет только хороших, любящих уединение монахов, - он, окончив поздним вечером работу на кухне, выходил подышать свежим воздухом и отдохнуть на монастырское кладбище. |