Тернистым путем к небу
Варнава (Беляев)
Житие старца Гавриила (Зырянова)
Часть IV
Старец иеросихм. Гавриил Зырянов
Старец Гавриил и Алеша Ворбьев
«Долго я ломал себя,
все не удавалось.
Ну, наконец сломил...»
Да-а, постриги его, а он уйдет от нас
Дело вскоре разъяснилось. Его друг, старший келейник игумена, со своей стороны стал просить последнего за Гавриила, получил отказ и со всей наивностью мало раздумывающего человека бухнул:
- Касатик, я просил Старца-игумена постричь тебя в мантию, а он мне ответил: «Да-а, постриги его, а он уйдет от нас...»
Тот и другой сдали экзамен по старческой рассудительности, о которой столько писалось в их жизнеописаниях. Игумен и не предвидел, что он, Гавриил, именно потому и уйдет от них, что его не постригли...
Как гром эти слова поразили брата ….
Этот мужественный, несгибаемый человек, этот подвижник, которого ничто не могло устрашить, этот крепкий верою и детской простотою монах буквально даже на ногах не мог стоять. В глазах у него потемнело, голова пошла кругом, в груди дыхания ему не хватало, и он - лег...
Эти Старцы совершенно не понимали настроения своего ученика!
Несмотря на исповедь и откровение помыслов, почти ежедневное, они не досмотрели, что же он собою представляет в действительности. Ведь не только новоначальные, но и совершенные могут не разглядеть на дне души копошащегося и укрывающегося в темном углу древнего змия «приступит человек, а сердце глубоко - Пс. 63,7).»
Наставники думают, раз послушник на небо живым лезет, раз и благодать Божия явно ему помогает, то можно и должно и веревки из него вить, и в монашестве придерживать то ли для его - «смирения», то ли для своего удовлетворения.
Но это-то их в данном случае и подвело...
К оглавлению: Старец иеросихм. Гавриил Зырянов
Часть IV |