Тернистым путем к небу
Варнава (Беляев)
Житие старца Гавриила (Зырянова)
Часть IV
Старец иеросихм. Гавриил Зырянов
Старец Гавриил и Алеша Ворбьев
«Долго я ломал себя,
все не удавалось.
Ну, наконец сломил...»
Расслабление Гавриила скоро прошло
Расслабление Гавриила скоро прошло... Он встал, но уже новым человеком. Слабый, сомневающийся, полуверующий потерял бы последние остатки веры и ушел в мир. Но Гавриил не связывал худую и соблазнительную живопись на иконе с благодатью, которая от нее исходит.
В Оптиной пустыни, например, чтимая чудотворная икона Божией Матери «Козелыпанская» была открыта так: валялась на чердаке картина, писанная масляными красками, вся в пыли, свернутая рулоном. Кто-то из женской прислуги помещичьего дома полез туда, развернул: «Ишь, какая намалевана...» (И на самом деле, живопись темная, венчика нет или не видно, изображение простой женщины в темном платье - примечание портала Старцы)
И - отбросила икону. Но тотчас же ослепла. Это был не портрет какой-то помещицы, а икона Пресвятой Богородицы. Если я по памяти за давностью не точно что изложил, пусть знающие меня поправят. (Правильно, отче, так была обретена Калужская Икона – Исихазм.ру)
Гавриил видел в мантии не красивую одежду тщеславия, а ризу спасения, и в монашестве не награду, а ту «живую воду» Святого Духа, о которой пророчествовал Сам Господь Иисус Христос: «В последний же великий день праздника (Кущей) стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей; Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (Ис. 12,3; Иоил.3,18). Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него...» (Ин.7, 37-39).
Об этом поется в замечательно воодушевленном тропаре в среду Преполовения:
«Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждой да грядет ко Мне и да пиет! Источнике жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе (глас 8-й).
И Гавриил не смотрел, в каком образе, каким способом и чрез кого эта живая вода ему преподается.
Так до сих пор думал молодой подвижник. Но сейчас? Значит, у него отнимают не что-нибудь, а эту живую воду?
Это было, конечно, все-таки искушение, но оно было на пользу его душе. Однако только на духовную пользу.
К оглавлению: Старец иеросихм. Гавриил Зырянов
Часть IV |