Ум во Христе
Настоящая книга монаха Симеона Афонского «Ум во Христе» обращает на себя пристальное внимание взыскательного читателя. Книга состоит из семнадцати глав, которые подобно ступеням указывают путь на Небо. Каждая глава состоит из тридцати трех сентенций, это число выражает духовную зрелость и указывает на возраст Господа Иисуса Христа. Возводя нас от первой до последней главы по ступеням совершенства, автор показывает, как душа встречает Христа, отрекается от себя и устремляется к Богу. Наконец, на верхних ступенях, душа познает Христа, научается подлинной Любви.
Новая книга подобна свежим следам, которые неожиданно показались на древней, протоптанной Святыми Отцами тропе, называемой «узким путем» ко Христу (Матф.7:13-14). Еще один человек прошел по узкому пути, оставил следы, сделал заломы, поставил зарубки и составил краткое описание ориентиров.
Подобно тому, как луч луны, неожиданно упавший в просвет облаков, ярко освещает ночную тропу, указывая путь, так и ясный взгляд автора открывает новый смысл в том, что казалось понятным, и подчас подобен озарению: «Самый важный момент во внимательной молитве не тот, когда мы молимся в келье, а когда выходим из нее». Мы доверчиво начинаем идти за автором след в след, и каждый новый шаг убеждает нас в правильности пути и в подлинности его духовного опыта.
Не случайно одно из названий этой книги «Новый опыт познания старых Истин». Действительно, взгляд автора на святоотеческое Предание можно назвать новым. Мы не можем подражать древним отцам, подвизавшимся в египетской пустыни.
Современным людям трудно достичь таких высот и в полноте перенять образ мысли авторов «Древнего патерика», ни у кого не вызывает сомнения, что повторить такой шедевр уже невозможно. Тем не менее, почувствовать ревность древних Отцов ко Спасению и передать это современным языком вполне под силу и нынешним подвижникам. Поэтому автор указывает: это «новый опыт», не компиляция, не подражание, а именно новый практический опыт постижения святоотеческого Предания.
Автор постоянно обращает внимание к теме православного Предания, которое на наших глазах оживает и раскрывается в новой глубине. Ведь Живое Предание передается не посредством изучения различных исторических текстов, а через живого носителя, человека, опытно прошедшего путь очищения. Нашему взору раскрывается тайна Церкви, каким образом крупицы древнего Предания через современный духовный опыт передаются последующим поколениям.
В этой книге мы встретим множество реминисценций, которые отсылают нас к известным аскетическим произведениям, перекликаясь с древними текстами в темах: отречения от себя, борьбы с помыслами, хранения ума, непрестанной молитвы, жизни сердца и, конечно, любви.
Поэтому так пронзительно звучат слова: «О чем не пишут книги, находится в тебе», с новой силой оживают привычные евангельские метафоры: «Когда в тебе откроются глаза Любви, только тогда можно сказать, что ты начал видеть». Это и есть пронизаность произведений единым духом.
Основным приемом автора является антитетический параллелизм: сентенции зачастую построены так, что мысль, выраженная в первой части предложения, находит свое отражение или развитие через противопоставление во второй части: «Тот, кто раздумывает и размышляет – губит свою душу; тот, кто молится и постигает – приводит ее ко Христу». Причем, степень антитетического противопоставления варьируется, начиная от противопоставления одного слова другому и, кончая противоречием двух суждений, иногда только по форме - иногда по смыслу.
Так автор достигает глубокого смыслового контраста и особенной выразительности. Этот прием отличает библейский язык и берет начало уже в Псалтыри (1,6) и Притчах Соломона (10-15 главы), достигая предельного напряжения в поучениях Христа, в Евангелии от Иоанна: «вы от нижних, Я от вышних, вы от мира сего, Я не от мира сего» (8, 15-23; 12, 17-19 и др.).
Автору этой книги удается передать подвижнический опыт, используя редкий литературный жанр афористической и пословичной притчи, более понятной нашему поколению: «Тьма сердечного омрачения – обратная сторона книжного изучения». Мысль автора удачно находит верные и глубокие слова, выражающие саму суть опыта Святых Отцов.
Автор блестяще владеет языком и великолепно чувствует, какими словами нужно раскрыть духовный опыт, в каких выражениях он «оживет» и будет воспринят современностью.
Книга открывает новые горизонты в осмыслении святоотеческой Традиции и незаменима для всех, интересующихся христианством, религией, культурой.
|