Тернистым путем к небу
Варнава (Беляев)
Житие старца Гавриила (Зырянова)
Часть V
Старец иеросихм. Гавриил Зырянов
Старец Гавриил и Алеша Ворбьев
«Долго я ломал себя,
все не удавалось.
Ну, наконец сломил...»
О цене белуги или осетрины
Коснемся вопроса о цене. Сейчас в гастрономе, скажут, белуга стоит 23-25 и выше рублей. Слишком дорогая рыба. Но тогда это не был «деликатес». Дело вот в чем. Больше чем за тридцать лет советской власти я нигде не видел, хотя проехал вдоль и поперек всего Союза, соленой белуги или осетрины. Всегда (да и то уж в последние времена) на прилавке лежало только несколько кусков свежей простой рыбы.
Раньше она зимой у дверей рыбных лавок стойком стояла, мороженая, наподобие часовых или швейцаров, выше роста человеческого. А в самом магазине в соленом виде лежала на полках, сделанных в виде лестницы до потолка, отдельными оковалками, кружками по цене 23-25 копеек за фунт. Ею питался бедный и средний класс.
И такая цена была за «тешку» (жирный слой брюха белуги; теперь он идет исключительно на балыки и покупается из-за баснословных цен на граммы, а не на фунты и килограммы, как тогда). Что же касается остальных средних частей рыбы, они были еще раза в полтора дешевле. А про «головизну» и говорить нечего, хотя уха из нее во всех поваренных книгах считается очень богатым и вкусным блюдом.
Такое новое ведение хозяйства, в сравнении с прежним, дало возможность брату Гавриилу и высоко ублаготворить братию, и в то же время сделать некоторые сбережения, потому что он следил зорко за всём, и ни охотнорядцы со своим принципом «не обманешь - не продашь», ни собственные монастырские повара его не могли обмануть, хотя попытки и делали.
|