Тернистым путем к небу
Варнава (Беляев)
Житие старца Гавриила (Зырянова)
Часть V
Старец иеросихм. Гавриил Зырянов
Старец Гавриил и Алеша Ворбьев
«Долго я ломал себя,
все не удавалось.
Ну, наконец сломил...»
Жизнь прожить - это не мутовку в сметане облизать
У евангелиста Иоанна просто сказано: «иудеи» (Ин.2,18-20). Мы бы теперь сказали несколько иначе, в галлицированной форме - архиреи и начальники.
И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? (Ин 1:19-22)
Все это спасению не мешает, по действию благодати Святого Духа... Более того, откровение Иоанна Богослова заканчивается следующими словами:
Обидяй да обидит еще, и скверный да осквернится еще, и праведный правду да творит ещ, и снятый да святится еще (Откр. 22,11).
Злые люди и обманщики пусть занимаются своими делами, говорит апостол, «а ты пребывай в том, чему научен» (2 Тим. 3,14). Разумеется, от Бога. Но если кто-либо из молодых ревнителей захочет повторить слова брата Гавриила: «Ну это же, я иду на крест. И пусть эта крестная сила будет со мною до смерти», - пусть знает, это по силе его сопротивления (подобно физическому закону: всякое действие равно противодействию) его встретят скорби, непризрачные и страшные.
Пусть подумает над своими словами: прожить как следует жизнь ради Христа, где угодно - в монастыре или в миру, - это не мутовку в сметане облизать. Из описания жизни старца Гавриила мы знали, чего это стоит. Чтобы облегчить себе зостижение цели, чего он только не употреблял. Он даже наговорил на себя духовнику на исповеди… Но этим причинил себе еще большую скорбь... Не епитимьей, какими-нибудь поклонами (это что!), а совершенно другим. Он видел, с каким злорадством духовник выслушивал его наклеп на себя (подвижник и не лгал, он только помыслы выдавал за настоящие грехи), и приходил от этого в ужас. Какая же была черная душа у этих людей, занимавших даже такие ответственные должности, и как нужно было их бояться?!
|