Тернистым путем к небу
Варнава (Беляев)
Житие старца Гавриила (Зырянова)
Часть V
Старец иеросихм. Гавриил Зырянов
Старец Гавриил и Алеша Ворбьев
«Долго я ломал себя,
все не удавалось.
Ну, наконец сломил...»
Клевета
Особенно сильный скандал разыгрался 24 мая 1875 года, когда его заместитель нашептал архимандриту, что Гавриил слишком роскошно кормит братию, а он мог бы сэкономить сотняжку в месяц, через десять лет - целый капитал.
А в результате через три месяца получился убыток для монастыря в триста рублей, да к тому же эконом морил братию голодом и давал протухшую пищу... Братия пели брату Гавриилу «многая лета», а его заместителю «анафему».
Но от этого стало хуже. Последний сделался новым врагом…
На следующий год отношения между настоятелем и Гавриилом стали так напряженны, а положение невыносимо, что впору хоть уходить из монастыря.
И брат Гавриил стал читать любимый канон Божией Матери «Многими содержимь напастьми...».
День читает, другой.
Начал читать в третий раз.
Стук-стук в дверь.
Зовут к архимандриту…
Тот благословляет и сейчас же вызывает келейника своего.
- Говори!
Тот делает пришедшему земной поклон и начинает каяться.
Как он наговаривал на него архимандриту, как его на это подущали другие, как в нем заговорила совесть:
«Особенно эти последние два дня совесть меня мучила. Места себе не находил. И все рассказал архимандриту... Простите меня».
И снова земной поклон...
Архимандрит вспомнил вслух свои предшествующие нападки и тоже попросил извинения у брата Гавриила. Тому ничего не оставалось делать, как со своей стороны поклониться в ноги и попросить прощения за то, что, не оправдываясь (а он в последнее время действительно перестал оправдываться и сносил все неправды молча, предоставляя все на волю Божию), тем самым как бы укреплял настоятельские подозрения против себя.
Все помирились и поцеловались. А Гавриил, нридя в келью к себе, со слезами благодарил Царицу Небесную за скорую помощь. |