Увещание ко Спасению или время созидать самих себя
«Цель же увещания есть любовь
от чистого сердца и доброй совести
и нелицемерной веры».
1 Тим. 1. 5.
Книга, которую вы держите в руках, представляет собой увещание ко Спасению, изложенное в стихотворной форме. Она написана старцем Симеоном, подвизающимся на Святой Горе Афон.
Проводя исторические параллели, конечно, сразу напрашивается аналогия с «Гимнами» прп. Симеона Нового Богослова, часть из которых, по сути дела, является увещанием к братии монастыря или даже обращением к определенным лицам.
Не стоит забывать, что когда прп. Симеон писал свои послания, это были самые обычные письма братьям, духовно близким людям или молитвы к Богу. «Гимнами Божественной Любви» их назвал впоследствии ученик Святого, прп. Никита Стифат. Он же пространно озаглавил каждое письмо, создав таким образом «Корпус Гимнов». Но первоначально это были самые обычные увещания ко Спасению и письма в стихах к конкретным людям, написанные популярным в то время метрическим стихом.
Подобно посланиям прп. Симеона Нового Богослова, старец Симеон Афонский соединяет письма реальным лицам с общими наставлениями ко Спасению, излагая это в стихотворной форме. Некоторые увещания адресованы конкретным людям, с их особенностями характера, предпочтениями, привычками, а некоторые – раскрывают трудности духовной жизни, свойственные целым группам, например, престарелым монахам.
Таким образом, старец Симеон охватывает различные типы душевного устроения людей и обобщает их ошибки в основные закономерности. В одних случаях, поучения изложены рифмованным стихом (Увещание братии), а в других – рифма соединяется с метрическим стихотворным размером (О постижении). Именно поэтому произведение обращает на себя внимание прежде всего живостью изложения.
Книга состоит из трех частей. Первая часть включает в себя общие наставления, раскрывающие важнейшие духовные понятия. Интересно заметить, что язык автора апеллирует к мистическому богословию Ареопагитского Корпуса, к весьма оригинальной и непревзойденной по глубине терминологии св. Дионисия Ареопагита. Так что подчас речь идет не только о типологическом сходстве образов, понятий и толкований, но и о прямом заимствовании (Например, 1 ч. О сердце).
Вторая часть стихотворных поучений содержит увещание к престарелым монахам. Ее лейтмотивом является указание на то, что состояние духовной зрелости не зависит от телесного возраста. Это, действительно, важная проблема в Русской Церкви, связанная с длительным периодом гонений, когда Православная Традиция была фактически сметена шквалом репрессий.
Поэтому многие наши современники приняли монашество уже в зрелом возрасте, со всеми вытекающими отсюда последствиями. А шире – во второй части речь идет вообще о монахах, которые успели состариться, не достигнув состояния духовной зрелости, что связано с характерными проблемами в духовной жизни.
Третья часть – увещание братии. В ней публикуются послания к разным лицам, задающие краткую программу жизни и борьбы со страстями, в зависимости от привычек характера и недостатков человека. Здесь каждый узнает себя, своих близких и найдет полезный совет о том, как исправить душевные недуги.
С художественной точки зрения, эта книга вызывает неподдельный интерес к самой поэтической форме изложения поучений. Этот жанр был достаточно популярен в византийскую эпоху, но впоследствии пришел в забвение, о чем стоит только пожалеть. А с точки зрения содержания, книга старца Симеона, обращает на себя внимание как новый взгляд на известные духовные проблемы, новое осмысление Святоотеческой Традиции, и что важнее всего, приложение старых известных истин к современности.
Духовные поучения принесут большую пользу всем тем, кто стремится к совершенству, очищению сердца от страстей, стяжанию Духа Святого. Книга не оставит равнодушными тех, кто ставит перед собой «вечные» вопросы о душе и Боге, ищет ответы на духовные проблемы современной жизни.
Содержание: |