Тернистым путем к небу
Варнава (Беляев)
Житие старца Гавриила (Зырянова)
Часть VI
Фото еп. Варнавы. Старая Москва
Старец иеросихм. Гавриил Зырянов
Старец Гавриил и Алеша Ворбьев
«Долго я ломал себя,
все не удавалось.
Ну, наконец сломил...»
О, что делает зависть!
Чтобы сократить изложение, мне придется опустить некоторые факты из жизни о. Тихона. Как скорби его по монастырю все продолжались - я настоятель, несмотря на раскаяние, даже видимую расположенность, снова стал его прижимать: я разумею здесь всяческий обход его с иеродиаконством.
Возможно, причиной тут были не одни наговоры, но и боязнь перед братией, которая могла бы восстать и на архимандрита.
Как о.Тихон, нигде не учившийся, на экзамене правильно отвечал на вопросы из «Катехизиса» (он до этого и слова-то такого не слышал), - правильно, но своими словами, а после, когда ему дали книжку на руки, с двенадцати часов дня до пяти, прочел учебник вместе с поваром один раз и запомнил наизусть все содержание.
Как на первой же службе новый иеродиакон, воспевая величание Богоматери, так увлек в небесную высь всех молящихся, что у многих проступили слезы умиления на глазах, а старший иеродиакон, он же регент хора, сбежал с клироса и крикнул по адресу о. Тихона:
- Погубил меня, погубил! - и убежал вон из храма.
О, что делает зависть! Она свергла первого нз ангелов с неба и сделала его сатаной... С этого времени регент не знал покоя в наговорах и янтригах против о. Тихона. Наконец, не выдержав муки, ушел... на Афон. (В первый раз з жизни слышу, что на старый Афон иногда ухолили в монашество по такой дьявольской причине!)
Уходя, он раскрыл о. Тихону всю бездну своих преступлений против него: как злеветал на него архимандриту и братии, как старался приучить к водке, как подкупал «девушек» совратить его на разврат и как чувствует себя морально убитым от собственных гэоих дел...
Опускаю вопрос о переписке с оптинскими гтарцами, как они его звали обратно, - сам настоятель о. Исаакий. Упомяну лишь, что старел о.Амвросий советовал «бежать куда угодно, только не жить в Москве».
Первого он не послушал (а что бы теперь препятствовало?- монашескую мантию он получил, даже священый сан), а совет последнего всегда стоял а памяти. Но не так-то просто было его выполнить, архимандрит даже в отпуск домой не отпускал (три месяца просился).
К оглавлению шестой части. Житие старца Гавриила (Зырянова)
Москва после новоднения. Пасха. Фото еп. Варнавы
Москва после новоднения. Пасха. Фото еп. Варнавы
Часть VI
|