Тернистым путем к небу
Варнава (Беляев)
Житие старца Гавриила (Зырянова)
Часть VII
Фото еп. Варнавы. Старая Москва
Старец иеросихм. Гавриил Зырянов
Старец Гавриил и Алеша Ворбьев
«Долго я ломал себя,
все не удавалось.
Ну, наконец сломил...»
Искушения
Прошло после этого месяца два. Снова о. Тихон в пути, снова в крестном ходу за иконой. Это было зимой. Уже про тот неземной голос забыто.
На одном перегоне завалился их тяжелый возок в ухаб. Ни взад ни вперед. Бились они, бились, послушники, ничего не выходит. Не берут лошади враз, топчутся на одном месте. Сидели долго так в открытом поле. Ждали -может быть, подойдет кто, выручит. Но и этоне помогло. Мужики все слабосильные были.
Тогда о. Тихон вспомнил свою самсонову силу, отстранил мужиков, сказал: «Отойдите все!», зашел сзади и поднял возок на руки, а коленом толкнул вперед, и возок вытащили. А в нем было чуть лине 50 пудов!
Но о.Тихона точно обожгло внутри, около сердца. И в глазах потемнело. Кое-как сел в возок, и поехали. Но он был разбит и почти болен. И ему в то же время сильно захотелось есть. На час остановились у одного знакомого зажиточного мужичка.
Тот стал угощать и похвалился, что его хозяйка приготовила замечательные маринованные грузди. О. Тихон очень любил грибы, чисто русский человек. Съел первый груздь - странно, во рту какой-то сладковатый привкус, жжение. Но все-таки съел второй и третий. И вот тут-то произошло ужасное: в пищеводе и желудке у него стало жечь, как будто он раскаленный уголь из кадила проглотил...
Язык онемел, и кожа с него сползла как белый чулок. Полость рта, слизистая оболочка десен - все обратилось в кровоточащее живое мясо...
Грибы у хозяйки по недосмотру были замаринованы не на уксусе, а на крепкой чистой эссенции.
В монастырь о.Тихона привезли живым. Но есть и пить он не мог. Оправившись, стал выходить за монастырскую ограду, но вскоре и этого не в силах был делать. Один раз на прогулке он упал в обморок от сильного сердцебиения. Его на руках отнесли в келью.
Когда сердечный припадок прошел, о. Тихон призвал духовника, принес Богу покаяние во всех грехах от самой юности, приобщился Святых Христовых Тайн и пожелал еще пособороваться.
И с этого времени началась у него та страшная и долголетняя болезнь, которая физически доставила ему не встречающиеся в нашем обиходе страдания, а духовно при жизни еще открыла дверь в Царство Небесное, в которую ему было так много видно.
Полтора года он лежал на левом боку, не вставая и не поворачиваясь. Потом его перевернули на правый бок, и на нем о. Тихон тоже пролежал, не двигаясь, полтора года. И наконец, на спине лежал еще два года. Итого-пять лет…
Апостол Павел в своих посланиях говорит: Таяжде (одно и то же) писсапи вам мне убо не леностно (не тяжело, не лень), вам же твердо (назидательно) (Флп.3,1). Насколько возможно, я старался остановиться в предшествующем изложении на всех важных этапах духовной и внешней жизни о. Тихона.
Теперь выпишу большую цитату из одного письма о.Гавриила, которое он, уже старцем, писал к своему духовному сыну-академику. Этим я снова поставлю все названные этапы перед глазами читателя и как бы подведу, словами батюшки, итог всем своим рассуждениям. Кстати, будет прекрасно показано и настроение его во время болезни, в самое последнее время. Сперва я хотел было начало этого письма откинуть, но теперь раздумал и выписываю его целиком:
«Начну с боголюбия...
К оглавлению седьмой части. Житие старца Гавриила (Зырянова)
Фото еп. Варнавы |