Симеон Афонский. Золотые правила для новоначальных, собранные в уединении
Представленная книга написана монахом Симеоном Афонским (иеромонах Симон (Безкровный)) и отражает опыт монашеской духовной практики. Симеон Афонский начинал свой иноческий путь в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре под окормлением старца — архимандрита Кирилла (Павлова). Долгое время он подвизался в горах Кавказа, в Абхазии. В настоящее время он проживает в одном из скитов Святой Горы Афон. Свой псевдоним взял в память отца, монаха Симеона, почившего на Афоне.
«Золотые правила для новоначальных, собранные в уединении» представляют собой краткое собрание самой сути духовной жизни. Каждый раздел определяет главные препятствия в постижении Православия, которые мешают душе стать истинно православной. Об этом говорят сами названия глав: «Трудности роста», «Трудности поведения», «Трудности практики».
Завершают книгу главы «Трудности Богообщения» и «Трудности Любви», приводящие душу к практическому усвоению Евангельских Истин, выраженному в краткой и глубоко содержательной форме в заключительной главе «О наболевшем». Для читателей также будут интересны помещенные в конце книги вопросы и ответы (Из записной книжки), духовные советы автора.
Глава из книги : Трудности роста:
Есть Православная традиция
святых Отцов, которая ведает раздаянием добродетелей и благодати.
И есть болото, которое занимается де
лежом жизни и разделом имущества.
Не путай одно с другим, монах, ибо в
первой стяжается Спасение, а во вто
ром — привычка к тяжбам за потреб
ности мира сего, ведущая в тьму веч
ную.
Зная это, монах, держись ближе
к Православной традиции и подаль
ше от болота, а мирянин пусть изби
рает доброе и гонит дурное.
Монах, живущий один, подобен
ангелу, но, чтобы сделать монаха пад
шим ангелом, бесы искушают его сле
дующими обстоятельствами: с одной
стороны, сомнениями в правильности
его уединения, а с другой — гордо
стью от высоты его подвига.
Монах, поселившийся вкупе с другим монахом, встречает следущие искушения: с одной стороны, он обнаруживает в другом монахе кучу вещей, которые тот не хочет делать, а с другой стороны — кучу вещей, которые он сам не хочет, чтобы их делал другой монах.
Из всех способов монашеской жизни лучший — жить уединенно, периодически встречаясь для совета с опытным монахом. Зная это, монах приходит к рассудительному уединению, а мирянин — к безбрачной жизни.
Монах до тех пор остается монахом, пока не вдался в кривотолки. Пока он молится ночью до утомления, постится до изнеможения, трудится до усталости, он аскет. Но стоит ему вдаться в пересуды, дескать, тот монах сделал не так, другой монах сказал не то, он из аскета превращается в базарного торговца.
|