Главная
Новости
Тексты
Стихи
Галереи
Файлы
Видео
Аудио
О проекте
Отзывы о книгах
Монах Симеон Афонский Издания
Написать письмо
Карта сайта
Поиск
Все комментарии
Православный каталог
Сегодня
11 декабря
Сколько раз ты успел сказать слово «мама»? И, вот – ее уже нет. Сколько раз ты смог серьезно, по-мужски, поговорить со своим отцом? И, вот – о нем остались только воспоминания. Оглянись вокруг – неужели ты не видишь, что ты остался совершенно один?

Старец

 
Информационный портал о старцах и старчестве. Что такое - старец. Как происходит передача опыта старца. Почему мудрые высказывания старцев чаще всего состоят из притч. Что такое молитва старцев? Как появилась молитва Оптинских старцев? Почему старцы пишут стихи? Почему старцы всегда гонимы? Наконец, все эти вопросы подводят нас к главному - что такое Церковь? Здесь не может быть прямого и однозначного ответа. И тем не менее, ответ жизненно важно найти. Самое трудное в поиске - научиться, как выделить главное. Для этого создан наш портал. Если вы задали себе эти вопросы, тогда нам по пути. Смотрите:

Новые статьи на портале

Книги монаха Симеона Афонского

В НАЧАЛО / НОВОСТИ / ПЕЧОРСКИЕ СТАРЦЫ / АРХИМАНДРИТ ИОАНН (КРЕСТЬЯНКИН), ГЛАВА “О СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ” ИЗ КНИГИ “РАЗМЫШЛЕНИЯ О БЕССМЕРТНОЙ ДУШЕ”.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), глава “О сердце человеческом” из книги “Размышления о бессмертной душе”.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) «О сердце человеческом»

Бог даровал человеку бессмертную, разумную душу, и пребывает она в нашем теле в сердце. Духовный опыт святых отцов свидетельствует, что именно сердце, а не разум чувствует присутствие Божие. Из Священного Писания мы узнаем, что сердце есть орган наших желаний, источник воли и добрых (или злых) намерений наших. Именно желаниями и стремлениями сердца определяется поведение человека и выбор им жизненного пути. Именно сердце, а не ум (как пытаются доказать психологи) мыслит, размышляет, познает. Священное Писание говорит, что сердце - орган общения человека с Богом, а, следовательно, оно есть орган высшего познания. Именно сердце обладает способностью ощущать Бога. И чем выше духовность человека, тем ярче выражена эта способность высшего познания.

“Было в сердце моем как бы горящий огнь” (Иер. 20, 9). Откуда этот огнь? Вам отвечает преподобный Ефрем Сирин: “Недоступный для всякого ума входит в сердце и обитает в нем. Земля не выносит стопы Его, а чистое сердце носит Его в себе”. И можно сюда прибавить еще: “Созерцает Его без очей по слову Христову – “Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят”.

Святой архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) считает сердце органом чувства и высшего познания. Он пишет: “В сердце есть множество струн и даже тончайших, чутко улавливающих все доброе и истинное, звучащих протестом против злого и неискреннего”. Именно сердце его тончайшими струнами имеет общение с Самим Богом в молитвах и откровениях, и через наше многострунное сердце говорит нам тихий голос совести.

Сердце – есть корень жизни (святитель Феофан Затворник), оно возбуждает к деятельности прочие силы. Казалось бы, следовало отдать полную власть ему над управлением жизнью (как это и бывает у многих), но страсти часто увлекают сердце в ненужном направлении, и потому только люди, очистившиеся от страстей, могут дать волю всецело своему сердцу. В сердце же и корень греха. “От сердца исходят помышления злые…” (Мф. 15, 19). Для сердца, оскверненного грехами, тяжка мысль о Боге. Поврежденное грехом сердце не пойдет туда, где говорят о Боге. Оно не любит Бога, а боится Его. Такое сердце старается помрачить и затмить очи ума, усиливается заглушить голос совести, громко говорящий о Боге, и нередко успевает в этом и доводит человека до безумия: “Рече безумен в сердце своем: несть Бог” (Пс. 13, 1).

Сердце – центр физической жизни человека, и по связи душевной деятельности с физической оно же, как объединение душевных способностей, есть центр сознательной душевной деятельности. В нем формируется личность человека, и, когда душевная жизнь человека сложилась, тогда сердце делается регулятором добра и зла. Сердце разносит кровь по организму, давая ему здоровье или болезнь, оно же в душевной жизни является проводником сил добра или зла. В тайниках сердца складывается добро человека или порок. Преподобный Макарий Великий говорит: “Сердце правит всем, и, когда благодать займет все отделения сердца, господствует над всеми помыслами душевными… там убо должно смотреть, написана ли благодать закона духа”. Все люди, живущие глубочайшей духовной жизнью, по собственному опыту говорят о том, что при добром и благодатном устроении души ощущается в сердце тихая радость, глубокий покой и теплота… всегда возрастающие при неуклонной и пламенной молитве и после добрых дел. И напротив, воздействие на сердце духа злобы рождает в нем смутную тревогу, какое-то жжение и холод, безотчетное беспокойство.

“Как это ни сомнительно для неверующих, мы утверждаем,- говорит святой архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий),- что сердце может воспринимать вполне определенные внушения, прямо-таки глаголы Божии. И это не только удел святых”. “И я,- продолжает Владыка Лука,- подобно многим, не раз испытывал это с огромной силой и глубоким душевным волнением. Читая или слушая Священное Писание, я вдруг получал потрясающие ощущения, что эти слова Божии обращены непосредственно ко мне…”

Сердце не только воспринимает воздействие Духа Божия, но, как центр нашей духовной жизни, совершенствуется и направляется к богопознанию (В притче о сеятеле Сам Господь говорит, что семя слова Божия сеется в сердце человеческое). Сердцем осуществляется высшая функция духа человеческого – вера в Бога и любовь к Нему. Сердце есть средоточие любви. “Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе” (Лк. 6, 45). В сердце нашем произрастают добродетели: смирение, кротость, милосердие, терпение; оно вместилище веры. Чистое сердце – это наше богатство, это наша слава. Поэтому оно и является местом пребывания нашей души. Поэтому и просим мы: “Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей” (Пс. 50, 12). Чистое сердце – Храм Божий, и Дух Божий живет в нем (1 Кор. 3, 16).

Как уже было сказано, что сердце, а не ум – мыслит, размышляет и познает. И преподобный Исаак Сирин учил, что “ум есть одно из душевных чувств, а сердце обнимает в себе и держит в своей власти внутренние чувства. Оно есть корень”. Сердце обладает способностью само получать из духовного мира ощущения высшего порядка и передавать их уму (в мозг). Мы знаем, что человек часто интуитивно чувствует многое из того, что необъяснимо нашим умом. А интуиция и есть познание сущности вещей не умом, а сердцем. Сердцем человек ощущает все, как прекрасное и приятное, так и неприятное.

Сердцем же ощущает и Бога – высшую красоту. Любовь в сердце человека начинается от познаний ума о Боге… Когда сердце полюбит Бога, оно начинает стремиться к Нему, и в человеке все более и более умножается и утверждается ве́дение о Боге. Но для познания глубин Божиих – необходимо сердце чистое, насколько это возможно человеку, как созданному существу. Сердце, любящее Бога, укрепляет волю человека, утешает его на тяжком пути, побуждает человека к исполнению нравственного долга, деланию добра ближним и даже врагам. Ведь только любовь способна на удивительные подвиги самопожертвования. Как видим, именно желаниями и стремлениями нашего сердца определяется наше поведение в жизни, выбор жизненного пути. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: “… ты знаешь, как сердце быстро, далеко и ясно видит (особенно предметы мира духовного), заметь это во всех познаниях, особенно в духовных, где весьма многое усвояется только верою (видением сердца). Сердце – око существа человеческого; чем оно чище, тем быстрее, дальше и яснее видит. У святых Божиих это око душевное доведено еще при жизни до возможной для человека чистоты, а по смерти их, когда они соединились с Богом,- оно благодатию Бога стало еще светлее и обширнее в пределах своего зрения. Поэтому-то святые Божии видят весьма ясно, широко и далеко; видят наши духовные нужды…”

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), глава “О сердце человеческом” из книги “Размышления о бессмертной душе”.

 
Комментарии
Всего комментариев: 1
2015/11/20, 07:22:20
Хорошо иметь чистое сердце и видеть ясно и далеко. А тут камнями обид завалил его, оно не выносит, бедное. греховности тела, в котором бьётся. Помню однажды на "Рождественских чтениях" в зале Церковных Соборов ( Храм Христа Спасителя) к микрофону подвели одного старца, ему было 92 года. Тема его доклада звучала коротко - "Сердце". Но как он волновался. Сказал, что доклад долго готовил. каждое слово выверял с духовником своим. Ответственность большая: перед ним были как минимум две с половиной тысячи слушателей. Его волнение передалось и нам. Всё понимаешь, а потом ... раз и подножка собственному сердцу. Грешим и каемся, мало умнеем. Прости нас, Господи, прости... по своему милосердию.
Людмила С
Добавить комментарий:
* Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Последние обновления на портале
Увещание ко Спасению или время созидать самих себя
Духовные горизонты Часть I
Духовные горизонты Часть II
Стихи для тех, кто любит Афон
Ум во Христе
О Любви и Благодати
Опыт, оплаченный жизнью, или практические советы из уст в уста
Земное счастье и небесное блаженство или почему мы не Боги?"
Ис­кус­ст­во борь­бы с по­мы­с­ла­ми Часть I
Ис­кус­ст­во борь­бы с по­мы­с­ла­ми Часть II
О самом простом I часть (Притчи для взрослых)
О самом простом II часть
О самом простом III часть
О самом простом IV часть
Монах и лестница Часть I
Монах и лестница Часть II
Сборник: О самом простом
Монах и лестница Часть III
Золотая ниточка (Притчи для детей)
Живи незаметно
Чистое сердце
Старец
Помыслы
Блуд
Рак, лечение
Тернистым путем к небу Епископ Варнава (Беляев) - Вступление
Тернистым путем к небу Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть I
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть II
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть III
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть IV
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть V
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть VI
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть VII
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) - Часть 1
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) - Часть 2
Житие прп. Симона Радонежского Смоленского
Свобода - это | Свобода | Дверь, которая нарисована на стене | Свобода Любви | Путь к свободе | Вкус Свободы | Умереть за Любовь| Скорби | Необходимое | Нечистая совесть | Окаменевшее сердце | Смерть | Жизнь | Союз сердец | Любовь | Высшая форма Любви | Преданность | Труд сердцем | Прямота | Стойкость | Умение любить | Верность | Деньги | Богатство | Духовное здоровье | Человек | Ум разум | Ум | Предательство| Улица детства | Язык Любви | Стихи о Любви | Вечная Любовь | Смысл Любви | Любовь правда | Правда| Молитвы| Любовь страсть | Любовь жизнь | Цельная Любовь | Здоровье души| Смирение | Истинное смирение| Смирение и ум| Смирение и страх| Смирение и мир| Преданность|

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Рейтинг@Mail.ru
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi & Илья

При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать
активную ссылку http://www.isihast.ru

Монах Симеон Афонский Смиренному сердцу невозможно причинить вред, ибо оно научилось прощать всех.


Монастырь Дивеево