Главная
Новости
Тексты
Стихи
Галереи
Файлы
Видео
Аудио
О проекте
Отзывы о книгах
Монах Симеон Афонский Издания
Написать письмо
Карта сайта
Поиск
Все комментарии
Православный каталог
Сегодня
29 июня
Самый важный момент во внимательной молитве не тот, когда мы молимся в келье, а когда выходим из нее.

Старец

 
Информационный портал о старцах и старчестве. Что такое - старец. Как происходит передача опыта старца. Почему мудрые высказывания старцев чаще всего состоят из притч. Что такое молитва старцев? Как появилась молитва Оптинских старцев? Почему старцы пишут стихи? Почему старцы всегда гонимы? Наконец, все эти вопросы подводят нас к главному - что такое Церковь? Здесь не может быть прямого и однозначного ответа. И тем не менее, ответ жизненно важно найти. Самое трудное в поиске - научиться, как выделить главное. Для этого создан наш портал. Если вы задали себе эти вопросы, тогда нам по пути. Смотрите:

Новые статьи на портале

Книги монаха Симеона Афонского

В НАЧАЛО / НОВОСТИ / МОНАХ СИМЕОН АФОНСКИЙ НОВЫЕ ИЗДАНИЯ / СИМЕОН АФОНСКИЙ «ПРАКТИЧЕСКОЕ БОГОПОЗНАНИЕ»
Симеон Афонский «Практическое Богопознание»

Симеон Афонский «Практическое Богопознание»

Вышла в свет книга старца Симеона Афонского «Практическое Богопознание». Новая книга обрадовала и одновременно озадачила читателя. Раскроем небольшой секрет: старец Симеон давно уже собирался написать книгу с толкованием важных изречений Спасителя,  особенно Заповедей Блаженств. Это толкование должно было раскрыть  заповеди именно в свете аскетической традиции Церкви. 

Дело в том, что чаще всего экзегеза Священного Писания была рассчитана на мирян. Например, у свт. Иоанна Златоуста толкования Евангелия часто были его проповедями в храме Константинополя, а проповеди записывались и становились частью экзегетического наследия. Более глубокий смысл открывали тайнозрители: прп. Максим Исповедник, Дионисий Ареопагит, Каллист Ангеликуд. Но их толкования были столь сложны, что до сих пор понятны лишь немногим. Этим воспользовались современные ученые и своими запутанными переводами вообще закрыли доступ простым верующим к самому замечательному пласту Православного Предания, презрительно окрестив его «монашеским богословием». 

Итак, экзегеза чаще всего ориентировалась на мирян, на средний уровень. А что, если рассмотреть Евангельские истины именно с точки зрения внутреннего делания, Иисусовой молитвы? Старец Симеонпопытался выполнить эту задачу самым простым языком. И вот что интересно: с точки зрения внутреннего делания и Заповеди Блаженств, и поучения Господа воспринимаются непривычно. Все они  призывают душу главным образом к собранности, внимательности, подталкивают начать борьбу с помыслами и указывают на потрясающую перспективу движения вперед.

 Ученые и проповедники уводят нас в бесконечные отвлеченные рассуждения и моральную рефлексию. А старец Симеон показывает, что все Заповеди Христовы призывают к прямому, непосредственному постижению Истины. «У человека, у которого загорелись на голове волосы, нет времени рассуждать об огне» - пишет старец. Применительно к этому, автор книги не рассуждает о свойствах пожаров и возможностях их тушения, а просто объясняет как можно потушить пожар на собственной голове, что нужно сделать.

 

В конце концов, старец подводит читателя к самостоятельным выводам, что суть Заповедей Христовых - чистота сердца, а путь к достижению чистоты - внутренняя собраность и неослабное внимание к сердцу. Плодом же сердечного внимания оказывается Сама Божественная Благодать.

 

Таким образом, для теоретиков книга «Практическое Богопознание» скорее всего покажется скучной и непонятной, мы уже слышали такие отзывы. И неудивительно! Это пособие для практиков. Именно практики смогут по достоинству оценить главный ориентир, который выделяет экзегеза старца, — это внимательность к себе. Не вызывает сомнения, что неравнодушным читателям, ищущим опору и ориентиры в духовной жизни, толкования старца принесут большую пользу, впрочем, как и всем христианам, заинтересованным в своем Спасении. 


 

 

 

 

Глава из книги Симеона Афонского «Практическое Богопознание»: Заповеди Блаженств.

 

 

 Источником Евангельского учения является  Истина или Божественная Правда, рожденная из Отца и воплощенная в Сыне Божием. Безначальный, невидимый, непостижимый, неописуемый, неизменный Отец - это изначально чистая сущность Бога. Это основа сознания всякого человека, независимо оттого, осознает он это или нет.

 

Она свободна от всяких определений и представлений. Ее невыразимое и невообразимое состояние переживается как Божественное совершенство только на уровне святости. Божественной благости свойственна глубинная светозарная ясность, благодаря которой дух человека, очищенный благодатью, воспринимает и переживает ее славу по мере своего очищения.

 

В сущности Бога нет никаких отличительных признаков кроме того, что она является источником трех лиц Пресвятой Троицы. «Отец Истины не сотворил Истины, не существовавшей прежде, по, будучи Источником Света и всего благого, воссиял из Себя

 

 Единородный Свет Истины, через Который  всегда отображается слава Его ипостаси». Свт. Григорий Нисский.


 Любовь или Сын Божий Иисус Христос, ве ликий Бог и Спаситель, сияние славы Отчей, есть Источник абсолютной святости, лишенной всяких мирских состояний ума и помышлений. Его учение - полная чистота сердца и совершенство человеческого духа. Духовная практика, заповеданная Им, - чистота сердечного внимания. Состояние Божественной Любви - это непрерывная смиренная мудрость благодати. Сын Божий именуется Пастырем, ибо Он ведет за собой души, стремящиеся к совершенству в Истине, то есть к святости во Святом Духе.

 

«Нужно совершенно освободиться от внешних волнений, обрести полное безмолвие в потаенной храмине сердца и потом приступить к созерцанию Истины». Свт. Василий Великий.


 Святой Дух, Свет Истинный, Превечная Премудрость или Божественная благодать -это Источник светоносного блаженства, свободный от желаний и привязанностей, чистый Свет Царства Истины, запредельный мыслям и представлениям, не имеющий никакого греха. Дух Святой полностью превосходит деятельность ума и его мысленной активности, ибо действует благодатью как животворящей Силой и обладает безошибочным ведением. 

 

«Чистое сердце озаряется благодатью и посещением Святого Духа, Который возрождает нас, делает сынами Бога, облекает во Христа, возжигает светильник в душе нашей, творит нас чадами Света, освобождает души от тьмы и еще здесь, в этой жизни, делает причастными Вечной Жизни». Прп. Симеон Новый Богослов.

 

Евангельское откровение - это учение о совершенстве человеческого духа во Христе. Заповеди блаженств - это открытие Богом Своей Божественной природы человеку и введение его в Жизнь Вечную.

 

Почему Христос начал объяснение Царства Небесного с блаженств? Потому что Свобода во Святом Духе - это блаженство и просвещение наших душ и тел. Все, что лишает нас этой Свободы, становится рабством. Полное соединение ума с Истиной в сердце есть истинное блаженство и радость во Христе.

 

 - «И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Мф. 5. 3.
 Нищий - это тот, кто не имеет ничего. Та кое состояние есть земная нищета. Но тот, кто не имеет в уме никаких привязанностей к вещественному, и даже мыслей о нем, становится нищим духом и обретает Царство Небесное,  ибо Оно есть Свобода от всего земного. На пороге смерти только такая Свобода утешительна, а не семья и друзья. Духовная практика нищеты ума есть начало вечной Жизни.


-    «Блаженны плачущие, ибо они утешатся».
Мф. 5. 4.
 Плачущий - это тот, кто скорбит. Это земная скорбь о преходящих вещах и обстоятельствах.  Даже если ваш дом кажется вам самым лучшим местом на земле, но и его придется оставить. Но тот, кто плачет и скорбит о своих грехах, о невежестве своего ума, погрязшего в помыслах, обретает помощь Божию и благодать, избавляется от всякого зла и утешается великим блаженством духовной Свободы во Христе, ибо лишь Христос неизменен и есть истинное утешение. Тот, кто знает, что он нищ и недостоин принять Бога, имеет «воистину наиблаженнейший плач, приемлющий и утешение, и делающий душу кроткою». Прп. Симеон Новый Богослов.


-    «Блаженны кроткие, ибо они наследуют
землю». Мф. 5. 5.
 Кроткий - это тот, кто беззлобен. Это земное беззлобие. Но тот, кто сподобился беоззлобия во Святом Духе и победил всякое зло в виде страстей и помыслов в самом себе, освободив свой ум и живя благодатью, наследует как эту землю, ибо она сотворена для кротких, так и чистую землю своего сердца, где находит Христа, Который передает такому кроткому сердцу в наследство все Свое Царство Вечной Истины. Добрые дела и молитва приводят нас к Христу, поэтому следует изо всех сил заниматься ими в духовной практике. «Освободившихся от всякой страсти называются кроткими». Свт. Василий Великий.


 - «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Мф. 5. 6.
 Алчущий и жаждущий - это тот, кто устремился  к достижению искомого.  Это  мирские стремления к яствам и напиткам, от которых остается лишь куча грязи. Но тот, кто всецело алчет к достижению Божественной Истцы, оставивший земное рассудочное мышление и всякие помыслы, обретает Ее во всей полноте.



 - «Блаженны милостивые, ибо они помиловани будут». Мф. 5. 7.
Милостивый - это тот, кто благополучие ближнего ставит выше собственного благополучия. Это человеческая милость. Тот же, кто самоотверженно жертвует ради Бога всеми привязанностями и отдает Ему свое единственное сокровище - любящее сердце, а ближнему - свою драгоценную жизнь, мгновенно соединяется с Богом. Человек, обретший в себе такое милостивое сердце, жертвует всем, даже своей жизнью, ради ближнего. Желая всем Спасения, он являет собой высшую милость и обретает совершенное помилование в Господе. Милостивый дружит с Господом и находит Жизнь вечную. «Тот милостив, кто в мысли своей не отличает одного от другого, но милует всех». Прп. Исаак Сирин.


 - «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Мф. 5. 8.
 Чистый - значит непорочный, не имеющий  никаких смертных грехов. Это непорочность внешняя. Но тот, кто совершенно непорочен сердцем от всего тленного - от вожделений плоти и чист умом от земных представлений -дурных помыслов, в благоговейной чистой молитве напрямую зрит Бога так, как Он есть. Такой человек соединяется с Ним совершенным  единением и обретает богатство истинное, духовное, нетленное - совершенное богоподобие, к которому приводит нерассеянная молитва. «Чистота сердечная доказывается нерассеянной молитвой». Прп. Авва Исайя.


-    «Блаженны миротворцы, ибо они будут
наречены сынами Божиими». Мф. 5. 9.
 Миротворец - это тот, кто в самом себе тво рит мир и являет его ближним. Это мир души - начальный, предварительный. Но тот, кто стяжал в своем сердце высший духовный мир -невечерний день Истины, неподвластный ничему земному, - находит в самом себе Царство Божие, служит Им людям и становится сыном Божиим, обретая власть над своим умом. «Желательно, чтобы прежде ты сам исполнился благами мира, а потом уже снабдил ими имеющих в них нужду». Свт. Григорий Нисский.


-    «Блаженны изгнанные за правду, ибо их 
есть Царство Небесное». Мф. 5.10.
 Изгнанные за правду - значит преследуе мые на земле. Они заслуживают всемерного уважения. Но тот, кого не только этот мир, но и мир злобных духов поднебесных преследует за Истину, воистину блажен. Царство Не бесное - это Царство Истины, к которому ис пытывает ненависть всякое земное царство, и тем более диавольское. Поэтому признак Истины, которую мир земной и демонический не могут ни вместить, ни принять, - гонение на носителей Божественной Правды. Стоящий в Истине и владеющий мудростью духовного рассуждения неподвластен ничему земному и неприступен ничему демоническому и потому всецело блажен во Христе, Который есть Истина.

 

«Отчуждение от лукавого служит поводом к сближению с добром». Свт. Гигорий Нисский.

 

«Если мы желаем, чтобы нас провозгласили победителями и увенчали, то принесем в жертву самих себя». Прп. Исидор Пелусиот.


 - «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня». Мф. 5.11.
 Стойко терпеть поношения - это великое  достоинство человека. Терпеть всяческие гонения - это совершенное мужество человеческого духа. Оставаться совершенно невозмутимым в труднейшем испытании души, злословии, есть победа человеческой стойкости над этим миром и демоническим. Злословие - это попытка сатаны опорочить вас. Поэтому все достойные, терпеливые и невозмутимые души блаженны во Христе, претерпевшем ради Спасения всех людей.

 
Комментарии
Всего комментариев: 1
2015/09/29, 04:24:08
Нищий духом это человек тихо считающий себя за ничто. Это человеческая часть Смирения.
Бог дает до личного ничто Благодать и это становится натуральным Смирением.

Терпение рождает Смирение, Смирение рождает Любовь.

Наверное. :)
Миша
Добавить комментарий:
* Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Последние обновления на портале
Увещание ко Спасению или время созидать самих себя
Духовные горизонты Часть I
Духовные горизонты Часть II
Стихи для тех, кто любит Афон
Ум во Христе
О Любви и Благодати
Опыт, оплаченный жизнью, или практические советы из уст в уста
Земное счастье и небесное блаженство или почему мы не Боги?"
Ис­кус­ст­во борь­бы с по­мы­с­ла­ми Часть I
Ис­кус­ст­во борь­бы с по­мы­с­ла­ми Часть II
О самом простом I часть (Притчи для взрослых)
О самом простом II часть
О самом простом III часть
О самом простом IV часть
Монах и лестница Часть I
Монах и лестница Часть II
Сборник: О самом простом
Монах и лестница Часть III
Золотая ниточка (Притчи для детей)
Живи незаметно
Чистое сердце
Старец
Помыслы
Блуд
Рак, лечение
Тернистым путем к небу Епископ Варнава (Беляев) - Вступление
Тернистым путем к небу Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть I
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть II
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть III
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть IV
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть V
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть VI
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть VII
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) - Часть 1
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) - Часть 2
Житие прп. Симона Радонежского Смоленского
Свобода - это | Свобода | Дверь, которая нарисована на стене | Свобода Любви | Путь к свободе | Вкус Свободы | Умереть за Любовь| Скорби | Необходимое | Нечистая совесть | Окаменевшее сердце | Смерть | Жизнь | Союз сердец | Любовь | Высшая форма Любви | Преданность | Труд сердцем | Прямота | Стойкость | Умение любить | Верность | Деньги | Богатство | Духовное здоровье | Человек | Ум разум | Ум | Предательство| Улица детства | Язык Любви | Стихи о Любви | Вечная Любовь | Смысл Любви | Любовь правда | Правда| Молитвы| Любовь страсть | Любовь жизнь | Цельная Любовь | Здоровье души| Смирение | Истинное смирение| Смирение и ум| Смирение и страх| Смирение и мир| Преданность|

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Рейтинг@Mail.ru
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi & Илья

При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать
активную ссылку http://www.isihast.ru

Монах Симеон Афонский Смиренному сердцу невозможно причинить вред, ибо оно научилось прощать всех.


Монастырь Дивеево