Литература благочестия
Литература благочестия. Вязь слов была уложена предшественником и - по общему духовному отцу - собратом по всем правилам церковной литературы.
Герой рождается у добропорядочных родителей, в раннем возрасте выходит на служение Небу, порывает с миром, сталкивается с искушениями и, просветленный, умирает. И сколь бы трагичны ни были события описываемой судьбы - она пронизана нотой радужного покоя и окончательного торжества веры.
В XVIII столетии в русской духовной литературе возник жанр «благочестивой биографии», описывающей жизненный путь того или иного выдающегося человека (от отшельника до императора) как образец для религиозного почитания и подражания. Направление это бурно развивалось и уже к началу нашего века отлилось, в частности, в многотомное собрание биографий действительных и мнимых подвижников благочестия (автор и составитель Е. Н. Поселянин, 1870-1931, расстрелян).
Несомненна их связь с традиционными житиями. Важнейшее отличие заключается в предмете описания - в жизнеописаниях рассказ идет о не прославленных Церковью лицах.
Поводом к возникновению нового жанра (на заре синодальной петербургской эпохи) послужил, отчасти, заказ властей, нуждавшихся в собственном идеализировании и прославлении на языке народного миропонимания, «под святых», а отчасти, говоря по-нынешнему, сказалась потребность современников как можно больше знать о поразившей их нравственное чувство личности.
К оглавлению седьмой части. Житие старца Гавриила (Зырянова)
|