Главная
Новости
Тексты
Стихи
Галереи
Файлы
Видео
Аудио
О проекте
Отзывы о книгах
Монах Симеон Афонский Издания
Написать письмо
Карта сайта
Поиск
Все комментарии
Православный каталог
Скоро
28 октября
Духовное сердце не делит людей на хороших и плохих, оно ко всем испытывает безграничную Любовь, которая всем желает спастись.
Осталось 6 дней

Старец

 
Информационный портал о старцах и старчестве. Что такое - старец. Как происходит передача опыта старца. Почему мудрые высказывания старцев чаще всего состоят из притч. Что такое молитва старцев? Как появилась молитва Оптинских старцев? Почему старцы пишут стихи? Почему старцы всегда гонимы? Наконец, все эти вопросы подводят нас к главному - что такое Церковь? Здесь не может быть прямого и однозначного ответа. И тем не менее, ответ жизненно важно найти. Самое трудное в поиске - научиться, как выделить главное. Для этого создан наш портал. Если вы задали себе эти вопросы, тогда нам по пути. Смотрите:

Новые статьи на портале

Книги монаха Симеона Афонского

В НАЧАЛО / НОВОСТИ / МУЗЫКА / "КОЛИЗЕЙ". СЛОВА ИЕРОМОНАХА РОМАНА.
"Колизей". слова Иеромонаха Романа.

"Колизей". слова Иеромонаха Романа. Поет Игорь Петров.

 

Ликует Рим в языческом веселье,
Заполнены трибуны неспроста.
Выводят на арену Колизея
Служителей распятого Христа.

Патриции,изяществом блистая,
Не драли горло в непотребном "бис",
Не тыкали в страдающих перстами,
Достойно опускали пальцы вниз.

Наверное,большое наслажденье
Испытовал народ от этих встреч.
И тех, кто обречен на усеченье,
Согласно знаку поядает меч.

О воины,почто забыта слава,
Вчера герои,нынче палачи.
Всех потешая зрелищем кровавым,
О беззащитных тупите мечи.

И вновь ведут на новое мученье
Того,кто стар,и кто кричаще юн.
И всех приговоренных на съеденье
По одному бросают ко зверью.

Но тихий отрок,сам идя на муки,
Перекрестился,слыша грозный рык,
Прижал к груди крестообразно руки,
На небо поднял просветленный лик.

И царь зверей,подняв завесу пыли,
Раскинулся,рыча,у детских ног.
И, точно гром,трибуны возгласили:
-Велик и Славен Христианский Бог !

Блаженны Вы,невинные страдальцы,
Молитесь Богу день ночь за нас.
Наверняка опущенные пальцы
Готовит нам уже грядущий час.

Святая Русь,Расеюшка,Расея,
Сидишь над вавилонскою рекой,
А впереди-застенки колизеев,
До них осталось нам подать рукой.

Когда,душе,придет пора мучений,
И призовет тебя Господь на крест,
Любители кровавых развлечений,
Благословляю ваш безмолвный жест.

Да укрепит тебя,душе,Всевышний,
Когда настанет наш с тобою срок,
Одно бы только нам с тобой услышать:
-Велик и Славен Христианский Бог !

Ликует Рим в языческом веселье,
Заполнены трибуны неспроста.
Выводят на арену Колизея
Служителй Воскресшего Христа.

 
Комментарии
Всего комментариев: 13
2015/11/16, 19:33:59
Скажите, где вы были,
Когда чужие кони поднимали пыль,
Когда кривые сабли головы рубили
И на крови сквозь кости рос ковыль?
Где были вы, когда на Поле Куликовом
За Русь сражался инок – Пересвет,
Где каждый третий пал в бою суровом...
Где были вы, скажите, где ваш след?
Или на Бородинском поле,
Где смерть за честь была для нас, славян,
Где русский дух сломил чужую волю, –
Вас в прошлом нет, не клевещите нам.
Чужое, неприкаянное племя,
Так нагло лезущее к нам в учителя,
Кичась прогнившей древностью своею,
Свой путь монетой грязною стеля,
Что принесло ты русскому народу,
Чтобы решать, как нам сегодня жить?
Ты! Паразитствующее сроду,
Теперь желаешь нам законом быть!
Мы для тебя – безродная скотина,
Презренная, как мухи на стекле,
Тебе России прошлое противно,
Но вспомни, ты на чьей живешь земле?
Что ж, упивайся, власть талмудной пыли,
Заняв на время наши храмы и места,
Но, помни! Мы не позабыли
Позорного предательства Христа!
(Стих написан адмиралом Колчаком незадолго до его расстрела в Иркутске)
†Никодим
2015/11/13, 17:59:50
Ниже находящаяся статья является подтверждением басни-пророчества иеромонаха Романа "Клеймили скот - его всегда клеймят".
Существует возможность, что в ближайшем будущем, это ожидает русских и других граждан России, вследствии недостаточного покаяния православных христиан и теплохладности к вере Христовой. Отпавший от Христа мир готов к приходу антихриста.
=================================================
Поголовная чипизация в Италии начинается с 2016 года. Противникам - штраф и тюремное заключение
"В течение двух лет каждый будет иметь микрочип под кожей". Это слова не сумасшедшего, а Matteo Renzi, которые были произнесены 12 июня 2015 года после одобрения законопроекта об американской базе и имплантировании микрочипов под кожу всем итальянцам.
Сначала США, затем Швеция. Италия является третьей страной присоединившейся к программе вживления микрочипов под кожу. В соответствии с Renzi уже в 2016 году микрочипы будут имплантированы всем новорожденным, госслужащим. Затем в течение 2017 года будет прочипировано и остальное население страны. С 2018 года против тех, кто откажется от имплантации чипов будут применяться тяжелые санкции: начиная от штрафа в размере 3000 евро до 6 месяцев тюрьмы.
Микрочип будет основываться на RFID, также как это используется сейчас у сельскохозяйственных животных. Данные о каждом будут находиться в базе данных, связанной с микрочипом, который будет собирать информацию о каждом действии и перемещении человека ежедневно.
Заявляется, что вживленный микрочип также будет полезен в области здравоохранения, где он будет представлять собой "карту здоровья", которая будет использоваться в случае непредвиденных событий. Особенно полезно это нововведение для одиноких людей, которые смогут с помощью специальной команды немедленно вызывать скорую помощь в случае внезапного заболевания...
http://www.ilmattoquotidiano.it/wordpress/chip-sottoc..
†Никодим
2015/11/07, 19:48:43
О, поэзия Иеромонаха Романа давно вошла в сердце. Пожалуй первой из православных поэтов. Не только вошла, но и увела за собой. Многая лета о.Роману. Поклон Наталье Лясковской за подготовку материала. С пользой для себя прочитала.
Людмила С
2015/11/04, 01:25:28
БЕСЕДА...
- Великий Мастер, никогда не поздно
Собрать попов и не жалеть свинца!
- Шалом тебе, шалом, любезный друг мой,
Сие не в планах нашего отца.
На долгогривых гоев не кидайся,
Всё под контролем, есть и там свои:
На Рождество - Рождественские вальсы,
Потом пойдут Крещенские бои.
Везде и всюду рок-миссионеры,
Что выдают безчестие за честь.
Зачем нам комсомольцы, пионеры,
Когда такие христиане есть?
Протухшая водица отслужила,
И дарвинизм пропах, и атеизм.
Нашли неиссякаемую жилу -
Туз козырной теперь - экуменизм.
Повсюду сеем гуманизма семя,
Меняем нравы, грани без конца.
И храмы, и обители, и семьи
Наполним духом нашего отца.
Живи спокойно, никого не трогай,
Сиди в тени, выныривай подча́с.
Остереги или поправь немного,
И всю работу сделают за нас.
Пока попы благословляют вальсы,
Мечтая в Рим поехать на чаи,
Не обращай внимания на рясы,
Раз папа свой, то все его - свои!
Любой ведущий за собою ценен.
Заблудшие! Их только позови.
Когда старик беснуется на сцене, -
Он наш, хоть словоблу́дит о любви!
У нас эфир! Из русского кармана
Мы платим за вещать и верещать.
И кто уж только не плюёт с экрана,
Что могут власти? Только поощрять.
Права, права! Всемирная насмешка:
Махнет перчаткой белой кукловод,
И все вожди - прикормленные пешки,
Вперегонки́ погонят в стойло сброд.
О, мы стоим у вожделенной цели!
Народов нет, остался жалкий прах.
Жратвы, блуда и зрелищ захотели!
Они твои, по праву, машиах!

Иеромонах Роман (Матюшин)
17 января 2013г., скит Ветрово.
=================================================
БАСНЯ …
Клеймили скот - его всегда клеймят.
И вот, в хлеву, почти в кромешной тьме,
Меме́кнул самый резвый из козлят:
- Клеймо свободе не помеха! Ме-е-ее!
- Видать, от пойла раздружил с умом -
Проблеяла коза, жуя траву:
- Уж, коль свободен, даже и с клеймом,
Чего ж тогда ты делаешь в хлеву?
Намёк не в бровь. Иль о животных сказ?
НАМ во вселенский хлев суют билет!
И чтоб коза не обличила нас,
Святители, скажите твёрдо: НЕТ!

Иеромонах Роман (Матюшин)
19-20 января 2013 г., скит Ветрово.
=================================================
О НОВЫХ МИССИОНЕРАХ …
Не просвещенье, а прельщенье,
Коль разуменья ни на грош.
На всё даём благословенье,
И где нас только не найдёшь.
Мы там, где скачки, пляски, ругань,
Где гордость тешится собой.
Пропахли табаком хоругви?
Расхристан вид? Зато - любовь!
Но говоря о жизни новой,
Кичась ответами из книг,
Мы обезцениваем слово,
Не умолкая ни на миг.
Отсечь бы - нет, воцерковляем!
Нам суета не суета.
Всем, чем угодно, прославляем:
Ну как же, бал - и без Христа!
Тревожат горькие подмены.
Сего ли ждёт от нас Господь?
Не потому ли чтим спортсменов,
Что слишком возлюбили плоть?
Не рушим, а кадим кумирам,
Подстраивая Храм под всех.
И, одобряя игры мира,
Мы узакониваем грех.
Взываем, стелемся пред всеми,
Но измененья в душах - ноль.
А может, мы не Божье семя,
А обезсоленная соль?

Иеромонах Роман (Матюшин)
22 февраля 2015 г., скит Ветрово.
Никон
2015/11/04, 00:42:49
"Народом нужно еще стать." Иеромонах Роман (Матюшин) продолжает отвечать на письма читателей «Столетия»
Статья, посвящённая личности и творчеству отца Романа, взволновала наших читателей. В адрес отца Романа приходят многочисленные письма с просьбой ответить порой на самые сокровенные вопросы...(продолжение)
Мария:
Отец Роман, как Вы считаете (Вы ведь лучшее знаете эту среду), есть ли в сегодняшнем мире, среди нас, святые, те, кого когда-то канонизируют за их подвиги во имя Христа?
Иеромонах Роман:
— Не стоит село без праведника! Не было бы святых, уже бы и мир не существовал. А кто они и где они — только Господь знает.
Илья:
Отче, помолитесь за раба Божия Алексея, это мой брат, сейчас находится на службе в Дагестане, выполняет боевую задачу.
Иеромонах Роман:
— Спаси, Господи, раба Твоего Алексея! Лишь бы он сам не вредил себе сквернословием и нарушением Заповедей! Да будет с ним по воле Божией! Нужно было написать, церковный ли он человек, чтобы о нем помолиться за Литургией.
Вопрос:
Отец Роман, что вы думаете по поводу андронного коллайдера? Не он ли станет причиной конца света, "схлопнув" наш мир?
Иеромонах Роман:
— Я не специалист, но даже ученые разделились: одни за коллайдер, другие категорически против. Лично меня он не радует: слишком дорогостоящие и опасные опыты. Но конец света наступит потому, что Человечество выбрало путь Смерти, а не путь Жизни.
Оксана:
Отец Роман, на фестивале "Покров" в Киеве смотрела фильм о Вас. Такими, как Вы "Русь ещё жива"! Очень понравилось, как о Вас говорил архимандрит Тихон (Шевкунов), поразил рассказ о том, как Вы в юности подвизались — в гробу спали... И история восьми лет Вашего молчания, и чудесного исцеления - что-то необыкновенное! Молитесь за нас, грешных! Ведь Русь — это не только Россия, но и мы, Киев, древняя Русь!..
Иеромонах Роман:
— Все это было так давно! Многое можно совершить по гордыньке и тщеславию. Печально, что сокровенное, то, что должно принадлежать одному Богу, выходит наружу. Смирение превыше самочинных подвигов. Сейчас вот, по болезни спины, сплю на ортопедическом матрасе.
Кино снимают люди, а людям свойственно идеализировать или напротив… Просеивайте сказанное, увиденное…
Низкий поклон Киеву! Когда служил там, видел много прекрасных людей, сохранил очень теплые и светлые воспоминания о киевлянах!
Валентина:
Спаси Бог Наталию Лясковскую за труды. Вы счастливый человек — общаетесь с таким священником. Вас, дорогой Батюшка Роман, благодарю за ответы. Согласна полностью с Вашим мнением. Молю Господа и его Пречистую Матерь о даровании Вам многих лет жизни в здравии, покое и благополучии. Ведь переполненная горькая чаша всех жизненных нестроений испита Вами давно. Помогай Вам Господь! А если понадобится помощь слабенькая человеческая — я согласна.
Иеромонах Роман:
— Что-то ничего не знаю о своей горькой чаше. В моей мирской песне есть такая строка: «Видно, горечь осела на самое-самое дно?» А за «слабенькую человеческую помощь» благодарю!
Вопрос:
Я тоже хочу встретится с этим человеком. Мне 14 лет и все говорят - я должен стать священиком или даже монахом, потому что характер подходит, но я бы хотел прежде спросить - как же так, ведь на вас остановится ваш род, неужели вам это не горько? какие соблазны мучат монахов больше всего? Как узнать - надо или нет становиться кому-то монахом?
Иеромонах Роман:
— Мы должны стать истинными христианами, а уж какой вид служения – священство или монашество - выбрать, со временем укажет Господь. А пока нужно учиться быть воином Христовым, не разменивать свою душу на мирские приманки.
Да, на мне мой род прекратился. По-человечески это может печалить, а по-духовному — это ведь тоже жертва. Да и противиться воле Божией — терять себя.
«какие соблазны мучат монахов больше всего?» Давит та стена, на которую давим мы, натыкаемся на ту стену, которую не видим или не хотим видеть.
Вопрос:
Монахом можно стать и после семейной жизни, даже имея взрослых детей...
А вот после пострижения нельзя стать отцом семейства...
Иеромонах Роман:
— Это опасный путь: можно перехитрить себя, а не Творца. Всё должно совершаться по велению-горению сердца, одних оно настигает раньше, других позже. Включать же холодный рассудок, рассуждая, что сначала поживу семейной жизнью, а уж потом приму монашество – запутываться, считать себя творцом, а не соработником Господа. Монашество принимают, чтобы стать монахами, ряса — не привилегии перед мирянами, а великая ответственность! Стать монахом невозможно, не выдавив духа мира из души. При нужде пересаживают и старые дерева, но легче приживается дерево молодое.
Олег:
Отец Роман, читаете ли Вы современных авторов, а если читаете, то кого из писателей или поэтов? И нам посоветуйте — кого читать можно без вреда для души, кого нет?
Иеромонах Роман:
— Непростой вопрос. Чтение – та же еда, все ли нужно есть? Одни едят, чтобы не умереть голодной смертью, другие не могут не жевать. К тому же, нужно смотреть, кто готовит. Помню, когда пришел в монастырь и взял Невидимую брань, с болью в сердце подумал: ну почему в университете нам не давали таких книг?! Нет, молодых людей «просвещали» Декамероном и прочей пошлостью, а истинный хлеб утаили. Сейчас другая опасность: каких только книг не увидишь в церковных лавках! И обновленцев, и экуменистов, и филокатоликов. Что же читать? Все зависит от степени воцерковления и меры духовной жизни. Начните с книг св. Игнатия Брянчанинова и св. Феофана Затворника. Больше читайте святых отцов. А современных авторов нужно просеивать. Почти не читаю их. По дереву и плоды, по житию и книги. А наше житие верховодно-легковесное. И еще: важны — тема, направление и автор!
Вопрос:
Что это такое?! Кумира себе создали что ли? Обо всем, как оракула, спрашиваете иеромонаха Романа. Он просто человек и не может знать ответы на все вопросы. И никто не может!
Иеромонах Роман:
— В самом деле! Кто же станет искать смысл, где нет смысла? Тем не менее — благодарю за заботу о монашеском устроении иеромонаха! Как знаете, кумиры всегда воздвигали на высотах, а иеромонах живет в болоте, что и соответствует его месту в духовном мире. Просто человеки спрашивают у просто человека, на то мы и люди, чтобы поддерживать друг друга. Смиренно ли ожидать, чтобы нам ответствовали Ангелы? Разве плохо, что в наше время хоть кто-то кому-то доверяет? Потому и спрашивают, потому и отвечаю. И если никто, кроме Бога, не может знать ответы на все вопросы, то это не означает, что мы не можем узнать хоть что-то. Или мы уж настолько вывернуты, что совсем ничего не вмещаем? Вы же идете к зубному, несмотря на то, что он не собирается лечить все тело. Миру не угодить, потому никогда никому не угождаю. Пытается священник жить внутренней жизнью — ропщут: какой он пастырь, только молится, слова не дождешься! Строит что-то настоятель, загружен приходскими заботами – какой он отец, живет в суете, ему не до нас, отмахал кадилом и бегом домой, а люди, как сироты, не у кого спросить, не с кем посоветоваться! Станет священник общаться с людьми, отвечать на вопросы – снова ропот: «Что это такое?! кумира себе создали что ли? обо всем как оракула спрашиваете... Он просто человек и не может знать ответы на все вопросы. И никто не может»
Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали. (Лк.7.32 )
Олег:
Не кумира создали, а встретили человека, который многое понимает лучше других, живет не такой грешной жизнью как все мы, и очень многим действительно дает на их вопросы те ответы, которые помогают жить дальше по Заповедям Христовым.
А вы бы лучше воспользовались случаем и задали свой сокровенный вопрос, ведь вряд ли в ближайшее время мы ещё раз будем иметь возможность так прямо пообщаться с иеромонахом Романом.
Иеромонах Роман:
— Все мы живем грешной жизнью. Но для одних это норма, а для других – болезнь. И если кто не приносит плодов греха, пусть не забывает о своих греховных листьях и кореньях.
«Вряд ли в ближайшее время мы ещё раз будем иметь возможность так прямо пообщаться». Прочувствовали и выявили мое желание. Наверное, и в самом деле, не на своем поле пашу.
Николай:
Отец Роман, вы любите кино? Какие фильмы смотрите? Кино - не грех? Моя девушка учится на актрису. Мне это не нравится, все время кажется, что она притворяется, "обкатывает" на мне роли. Быть актрисой не грех? Театр назывался раньше "позорище", кино - "искусство обмана", плодящее иллюзии... Если вы напишите, она к Вам, может быть, прислушается.
Иеромонах Роман:
— В Сербии дочь моих знакомых (очень хороших людей) тоже хотела стать артисткой. На сербском языке артист – глу́мац. Не правда ли, звучит непривычно, но определяет суть – народный глу́мац! Постарался до нее достучаться, объяснить, что она готовит себя стать рабыней режиссера, и будет всю жизнь раздирать свою душу на роли. В отличие от Вашей девушки, сербская старшеклассница, к радости отца и матери, меня услышала. Полностью согласен с Вашим пониманием театра и кино. Желание славы человеческой никого не сделало счастливым. Счастье это ведь не деньги и не мелькание пред людьми, а сокровенная жизнь в Боге.
Иван и Антонина:
Дай вам Бог здоровья, отец Роман, под Ваши песни в нашем доме всегда мир, понимание, благость и любовь!
Иеромонах Роман:
Благодарите Бога за всё! За солнышко и тучки, за тишь и бури. Радуйтесь дню солнечному и не ропщите, когда найдет ненастье.
Вопрос:
Отец Роман, спасибо, что отозвались, что неравнодушны. А то ведь часто и у собственного духовника времени свободного не находится, чтобы вникнуть в потаенное, в сокровенные тайники души. Да и так, опосредованно, легче говорить и спрашивать о наболевшем, чем под епитрахилью. Иногда просто стыдно, потому что исповеднику мой вопрос может показаться пустячным, да и люди за спиной стоят и только и думают: когда ж он поскорее отойдет!..
В общем, спаси Вас Бог, благодарю от лица всех, кто обратился к Вам с вопросами и получил столь желанные ответы!
Иеромонах Роман:
— Рад, что мои слова помогли Вам! К сожалению, священники на городских приходах очень перегружены, но они, как могут, делают дело Божие. Поддерживайте их! Сейчас очень непростое время. Не нужно быть пророком, чтобы увидеть, какие волны подымаются на Россию. Но мы с Тем, Кто уже победил мир.
Думаю, нужно заканчивать...
Благодарю всех, с кем пришлось общаться, прошу прощения, если ненароком кого задел, призываю Божие благословение и желаю всем Мира Христова в это мятежное время. Наступает пора испытаний.
Подготовила Наталья Лясковская (2012 год)
Никон
2015/10/31, 20:56:04
Часть из ответов отца Романа,читателям «Столетия»
Как о.Роман, например, относится к ИНН, электронным паспортам...
Иеромонах Роман:
— ИНН не принимал, но в районном правлении (как сказал мне местный священник) дают ИНН заочно, даже не спрашивая и не ставя в известность того, кого сосчитали. Но это уже не мои проблемы.
Вопрос:
Я вот хотел бы узнать поподробнее о поездках отца Романа в Сербию: где именно бывал, с кем встречался, что делал, что видел, что думает? Нельзя ли про Сербию отдельно с ним поговорить?
Иеромонах Роман:
— Сербия очень большая тема. Говорить об этой стране в нескольких строках — значит, ничего не сказать.
Мария из Москвы:
Правильно ли скрываться в лесах, живя в прекрасном краю, а не ходить по трущобам города, спасая, увещевая, неся Свет Христов людям каждый день, каждый час, неутомимо, беззаветно, как Иоанн Кроншадтский? Вдали от Москвы спасаться легко, Вы здесь попробуйте что-то сделать и для своей души, и для других!
Иеромонах Роман:
— У всех своя стезя. Правильно жить там, где благословляет Господь. И протоиерей Иоанн Сергиев не стал бы Кронштадтским, скрываясь в лесах, и иеромонах Серафим не стал бы Светильником Саровским, обходя трущобы города. «Вдали от Москвы спасаться легко» — Вы говорите о мирянах или о монашествующих? Если о мирянах — кто Вам мешает «спасаться легко»? Зачем усложняете свой путь? Езжайте в умирающую деревню и попробуйте выжить на единственном заработке — собирании ягод и грибов. Если же имели в виду монашествующих, то знакомый московский архимандрит не нашел НИ ОДНОГО (!) монаха из числа своей братии, который согласился бы поменять трудности московского монастыря на легкости болотного скита. «Вы здесь попробуйте что-то сделать и для своей души, и для других!» Вы ведь меня уже приговорили, и если напишу, что иногда покидал свое уединение, пытаясь «что-то сделать» в Питере, Москве, Минске, Кишиневе, Белостоке, Белграде, Хельсинки, Лейпциге, то обвините, что монах болтается по миру. Заранее соглашаюсь с Вашими обвинениями.
Верит ли иеромонах Роман, что скоро настанет конец света?
Иеромонах Роман:
— Повсюду уничтожается не только Святое, искореняется здравое. Противоестественные пороки вводятся в норму. А противоприродное воюет на природу, которая уже сейчас пытается сбросить с себя сатанеющее человечество. Не для греха Земля сотворена.
Алина:
Почему нельзя молиться за самоубийц? Моя подруга в отчаянии от тяжелой болезни (у нее был рак) покончила с собой, я хочу молиться за нее, помочь ее душе! За тех, кто истязал детей, девушек, мальчиков, вообще людей, убивал, пытал, значит, молиться можно, а за несчастных, не видящих от горя или страдания другого выхода — нельзя?! Это несправедливо! Говорят — самоубийцы отнимают жизнь, это грех. Но ведь это гораздо меньший грех, чем тот, что совершают разные садисты, маньяки, бандиты, которые Евгения Родионова обезглавили или умучили о. Петра Сухоносова (это я тут у вас прочла статью о нем!).
Иеромонах Роман:
— Молиться ни о ком не грех. Но есть молитва церковная, а есть келейная. В отчаянии накладывать на себя руки — отвергать Милосердие Божие и Промысл Божий о себе, признавая, что Господь несправедлив и дал Крест выше сил. Люди церковные страшатся нести с собой отчаянье в жизнь Вечную. Никто Вам не запрещает молиться о своей подруге, сострадание — Христианская черта («Милости хочу, а не жертвы…»), но враг мстит. Ваша верность внушает уважение, Вы настоящая подруга, но будьте готовы к искушениям. Очень важно брать на себя то бремя, которое не сломает.
«За тех, кто истязал детей, девушек, мальчиков, вообще людей, убивал, пытал, значит, молиться можно, а за несчастных, не видящих от горя или страдания другого выхода — нельзя?!»
За тех, кто истязает детей, убивает и пытает — молиться бесполезно, пока они не опомнятся и не начнут каяться, пока они не станут людьми. Хотя, как не помолиться об их вразумлении?
Вопрос:
Почему православие так против женщин-священников? Есть женщины-монахини, игуменьи, диакониссы, почему же не может быть священниц? Чем женщины хуже мужчин? Женщины тащат православие на своих согбенных плечах сотни лет, а их место все равно ниже мужчины. Это многих отталкивает от православия. Никто не хочет быть человеком второго сорта.
Иеромонах Роман:
— Потому что Сам Господь так установил! Да и чисто по физиологическим причинам женщина не сможет служить ежедневно. Или нечистота уже не нечистота? Не покланяйтесь идолу равноправия, не ставьте человеческое выше Божьего. Так поступили на Западе, начали рукополагать женщин во священники и пошло-поехало, «венчают» содомитов всех мастей, а в «пасторши» ставят содомиток. И что, кирхи переполнились молящимися? Наоборот, протестанты идут к католикам, а кирхи продают разным дельцам, и те переоборудуют их под магазины или рестораны.
«Чем женщины хуже мужчин?» Ничем. Но женщина-штангист не подымет олимпийский вес мужчины-штангиста. Нельзя преступать Божьи рубежи. Некоторые «мужчины» последовали Вашей логике и сказали: «Чем мужчина хуже женщины? Как это мы лишены радости материнства?! Не хотим быть людьми второго сорта!» И вот счастливые СМИ оповестили осчастливленному миру – «мужчина забеременел! Мужчина родил!» Что сто́ит равноправие, достигнутое путем безумия?
Надежда и Ираида, г. Дятьково:
Стихи и песни отца Романа (нашего брянского земляка) дают силы и вселяют, укрепляют ВЕРУ. Слушаем. Слышим. Молимся. Храни его Господь. Автору публикации Наталье — низкий поклон!
Иеромонах Роман:
— Поклон родной Брянщине!
Инна:
Я тоже хочу спросить: Иеромонах Роман, есть ли у Вас друзья? Наверняка, есть — кто они?
Иеромонах Роман:
— Живу один. Какие друзья в полном уединении? Во многих городах и странах есть люди, о которых молюсь, иногда встречаюсь, переписываюсь, но душа скучает только о Господе.
Вопрос:
« Иеромонах Роман, считают ли сербы, что русские сдали их америкосам? И так ли это оно и было? Мы ведь многого не знаем, сербам на месте, в центре беды, яснее все.
Иеромонах Роман:
— Разные есть сербы, но среди моих знакомых, которые приходят в Белградский монастырь, где останавливаюсь (после Литургии обычно общаемся), только любящие Россию. Есть в этой любви и вере что-то детское.
Лука:
Ну, и я спрошу: когда и как можно с Вами встретиться, о. Роман? Мне очень нужна духовная поддержка, теряюсь перед множеством проблем, испытаний. Если приеду, примете, поговорите?
Иеромонах Роман:
— Сейчас уже выпал снег, до скита трудно добраться. Если доживем до весны, если Господь благословит, можете приехать с автором этой статьи Н. Лясковской. А пока, чтобы не множить трудности, сходите в храм к священнику.
Мой вопрос: не нужна ли помощь в скиту? Чинить построить там, отремонтировать? я бы с радостью.
Иеромонах Роман:
— Благодарю за желание помочь! Одному мне уже не потянуть, за всем нужен уход. Оставьте свои координаты автору этой статьи, может, по весне и приедете.
Игорь Д.:
Отец Роман, считаете ли Вы грехом питье вина?
Иеромонах Роман:
— Разве Безгрешный грешил на браке? Мало того, Он воду претворил в вино. Вредит нарушение меры. К тому же, мы, славяне, не среди виноградников выросшие, защита у нас не ахти какая. Алкоголем, табаком, блудом, сквернословием уничтожаем себя.
Алина:
Отец Роман, Вы могли бы стать Инквизитором? Мне кажется, я могла бы. Иногда хочется выжечь огнем всю заразу ужасную, вроде пусирайток. Может, пора?
Иеромонах Роман:
— Очень Вас понимаю, но не приведи, Господь! Даже страшно представить, какая греховная нечистота и смрад подымаются от Земли в Небеса! Не потому ли мир второй бережется для огня? Не будем ускорять время, наполняя свои сердца ненавистью.
Аникей:
Отец Роман, как вы считаете — можно лечиться у врачей-иноверцев? Вы сами принимаете лекарства, лечитесь? То есть в статье прочитал что у вас была операция, а так то — от простуды или там голова если болит, можно пить лекарства?
Иеромонах Роман:
— Да разве мы выбираем врачей? Вот в районной больнице в прошлом году меня чуть не угробили. Когда знакомый игумен привез меня туда, главврач глянул на нас, резко встал и… захлопнул двери. Мы только переглянулись. Меня, все же, положили. На третий день, когда терял сознание в коридоре (нюхая нашатырь, который постоянно держал при себе), краем глаза увидел проходящего главврача. «Мне плохо, помогите!» — обратился к нему. Тот глянул и… пошел своей дорогой. Правда, он прислал ко мне медсестер и меня закатили в палату. Потом отправили на рентген и срочно перевели в областную Псковскую больницу. Там меня встретил приветливо улыбающийся молодой хирург с крестиком на шее. Он же сразу пригласил меня в операционную. Был очень внимательным, чувствовалось – верующий врач. Конечно, это лучший вариант, но, повторюсь, мы в больнице не выбираем себе врачей. Что касается лекарств… Не принимаю ничего. Если чувствую озноб, пью чай с медом, и никаких порошков и пилюль! Мы сейчас едим столько химии, что травить себя самому неразумно. Впрочем, в скиту у меня совсем другие условия, чем в городе. Здесь и вода, и воздух не так загажены, пью колодезную воду, которая тоже лечит. Мой совет: не подсаживайтесь на лекарства.
Ольга:
Как вы, отец Роман, относитесь ко всяким «православным коммунам», братствам, молодёжным «когортам»? Не приведёт ли создание таких «православных групп» к греху гордыни тех, кто входит в эти группы? «Элита Православия» — кому не захочется состоять в таком братстве?
Иеромонах Роман:
— Мы очень разобщены. Мне не нравятся словосочетания «православные коммуны», «молодежные когорты», но Православные братства и сестричества делают большое дело. Было время, Православные братства помогли выстоять Православию. А к гордыне может привести все, в миру гордятся даже своими падениями. И, тем не менее, Вы правильно отметили, что легко захворать избранностью. Нужен трезвый духовник.
Иванов:
Я бы хотел спросить у глубокоуважаемого иеромонаха Романа: почему современное (особенно в больших городах) духовенство так жадно до денег? Иногда просто невозможно спокойно помолиться в храме, так и ходят старухи с тарелками по нескольку раз, прямо чуть ли не в живот упираются ими каждому — дай, дай! От исповеди отходишь: положите деньги! — говорит священник. А если у меня нет? Не отысповедует меня? Насколько я знаю, все ведь зарплату получают, как и миряне, должны ее отрабатывать, а не выжимать «чаевые». Господи, прости меня — не осуждаю, огорчаюсь, что так себя ведут те, кто пример бескорыстия должен подавать...
Иеромонах Роман:
— Да, дорогой, затронули очень больную тему. Был в одном монастыре на Всенощной… Только запели псалом – пошли с тарелками! Потом еще раз, потом на полиелее… Также и на Литургии ходили несколько раз. Только пропели Херувимскую — Всякое ныне житейское отложим попечение — идут! Отложили попечение! Давно бы нужно прекратить это вымогательство! Есть ящики для пожертвований — достаточно! Подошел тихонько, положил незаметно и отошел. Жертва должна быть тайной. Какая польза от вынужденной жертвы? Доброхотного дателя любит Бог! Очень печально, что уроки прошлого ничему нас не научили! Тем хуже для нас! Лучшие умы древности, находясь во тьме язычества, знали, что «пристрастие к роскоши никогда не уживается с честностью»! А мы только гордимся, что просвещены Светом Христовым, но своими пристрастиями затыкаем уши, чтобы не услышать:
«Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5.13).
Ольга Райская:
Как Вы оцениваете исполнение Ваших песен Жанной Бичевской и Ваенгой? Они делают это с Вашего разрешения или самочинно? Если, допустим, я захочу спеть на концерте Вашу песню, нужно спросить у Вас разрешения? Я пою песни на стихи многих современных поэтов: Евтушенко, Риммы Казаковой, Ирины Лоскутовой и др.
Иеромонах Роман:
— С Жанной Бичевской и ее мужем Геннадием Пономаревым встречались один раз в Москве, очень давно. Жанна брала благословение на исполнение. Она профессиональная певица, приобрела известность задолго до иеромонаха Романа. Есть песни, которые мне очень понравились, а есть, которые не коснулись сердца. Ваенга, к сожалению, пока не нашла времени взять благословение на исполнение. Не могу ее судить, так как со мной трудно связаться. Исполняет она очень эмоционально, нужно бы ровнее, и, к сожалению, перевирает слова (в песне «Я лежу на холме» вместо «что ты заслужил» поет «что ты натворил», что меняет смысл песни).
Очень жаль, что не слышал Вашего исполнения. Важно, чтобы исполнители сами понимали, о чем поют. Тогда и автор, и исполнитель делают Божье дело. Тяжело видеть (и не только мне), когда поющий(ая) занимается самолюбованием. Надеюсь, к Вам это не относится. Если есть возможность, пришлите Н. Лясковской ссылку на Ваше исполнение, чтобы я мог прослушать.
Вопрос:
Отец Роман, мне должны делать пересадку почки, как вы относитесь к трансплантации? Или уж помирать? Была ещё история в прессе: женщина сохранила сперму сына в банке ДНК в специальном институте, а когда сын молодой умер от рака, нашла суррогатную мать, ее оплодотворили и теперь у той женщины есть внук. А так бы не было никого, сын у нее один был. По-человечески ее понять можно: она хотела, чтоб род не прервался, чтоб было продолжение сына и т. п. А все же что-то есть в этом противоестественное...
Иеромонах Роман:
— Помоги Вам, Господи! В наше время ставятся такие вопросы, которые даже и не мыслились в прошлом. В трансплантации, как мне кажется, есть какое-то занижение достоинства человека: царь природы, Образ и Подобие Божие, низводится до уровня машины, само лечение превращается в замену механизма. Но мы принимаем решение, исходя из меры нашей веры. В Вашем случае мне трудно что-то посоветовать. Не знаю, сколько Вам лет, есть ли жена и дети. Моему знакомому иерею два раза вскрывали череп (опухоль мозга) – болезнь возвращалась. Врачи предложили сделать третью операцию. Он пошел в монастырь, и старая матушка ему сказала: «Довольно операций! Молись, причащайся, готовься к Вечности!» После такого наставления он пришел ко мне и спросил совета. Я сказал, что старая монахиня предлагает ему пойти по максимуму, но решать ему придется с матушкой. «Как, матушка, отпускаете батюшку в Вечность?» — бедняжка вздохнула и замотала головой: «Помилуйте, как мне без него с малыми детьми?» «Видите, батюшка, нельзя Вам идти по максимуму. Идите поисповедайтесь, причаститесь и ложитесь на операцию, а мы будем молиться, чтобы исполнилась воля Божия». Так он и сделал. И, слава Богу, болезнь отступила! Наверное, и Вы не одинок, а потому решать Вам нужно со своими ближними, и думается мне, Вам тоже не придется пойти по максимуму. Сигналы поступили серьезные, но не все сигналы к смерти. Подумайте, где могли дать повод болезни… Жаль, не назвали своего имени, чтобы мог о Вас помолиться и попросить молитв в монастырях, где бываю. Да исполнится на Вас воля Божия!
А об истории с женщиной ничего не хочется говорить. Это совсем другая тема, противоестественная, как сами же написали.
Олег:
Батюшка, мой брат в тюрьме заболел туберкулезом, помолитесь за него, очень прошу! Сидит за драку, влез, как дурак, за одного там вступился, а оказалось зря, человек был гнилой. Но Леха увидел, что трое противу одного и влез, такие дела. Жалко брата за никчемного человечишку страдает.
Зачтется ему у Бога его заступление, если тот мужик не стоил доброго слова?
Иеромонах Роман:
— Помоги, Господи, Алексею! Он поступил по человечески, не испугался, заступился за обижаемого, это угодно Богу! Нельзя жалеть о том, что была оказана человеку помощь, даже если человек оказался «никчемным». Очень жаль, что он заболел туберкулезом. В тюрьме легко заболеть.
Иванов:
Вот ещё, батюшка: можно ли перед исповедью, когда уже стоишь в толпе ожидающих, читать Последование к Причащению? У нас в храме запрещают.
Иеромонах Роман:
— Не понимаю, почему на исповеди запрещают готовиться к Причащению. Если человек заранее приготовился к исповеди дома, если читает молитвы не вслух, кому он мешает? Может, исповедь совершается во время Службы и священник не хочет, чтобы прихожане отвлекались от Службы?
Руслан:
Отец Роман, может ли человек стать православным монахом, если в детстве он был обрезан по мусульманскому обряду и воспитывался также, а потом вырос и крестился? Мне это очень важно.
Иеромонах Роман:
— Христос в детстве тоже был обрезан. Не вижу в обрезании, которое произошло в детстве, до Крещения, препятствия монашеству или священству. Важна вера!
Татьяна:
Отец Роман, где можно увидеть иконы Вашего письма, в каких храмах, в каких городах и странах?
Иеромонах Роман:
— Иконописец я слабенький, не имею возможности писать ежедневно, пишу раз в год, да и то не один. Много икон было написано в польском православном монастыре под Белостоком. Писал только Лики, руки и ноги, а облачение, золочение, надписи писала монахиня этого монастыря, потому что мне нужно было возвращаться в свой скит. Еще в Кишиневе в Кафедральном соборе нижний ряд расписан нами.
Николай:
Был на прошлой неделе в Псково-Печерском. Нет уж там того, как в песне о. Романа: "Пела братия простая, как в обители поют. И мелодия святая утешала скорбный люд"...
Пора нашим священнослужителям быть ближе к простым людям. А то чуть какое-то начальство или эстрадно-телевизио-киношная "звезда" прибыла - все забегали, "скорбный люд" пораспихали по углам...»
Иеромонах Роман:
— Печально, если все это так, как увидели. Неприятно видеть, когда и в миру бегают перед начальством или «звездами», а уж «бегать» в рясах в святой обители негоже вовсе.
«Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков». 1 Кор. 7.23
Игорь:
Отец Роман, кто Вас учил играть на гитаре? Как получилось, что Вы стали играть и петь свои песни?
Иеромонах Роман:
— Пел и играл еще в миру. А как взял в руки гитару уже монахом – это особая тема. Если сказать кратко – то благословил на это о. Николай Гурьянов.
Отец Роман, верите ли Вы, что "Русь еще жива", или уже все кончено? Постоянно ощущается какой-то край...
Но ведь мы не можем бросить все и уйти спасаться в леса, жизнь все равно должна продолжаться?
Иеромонах Роман:
Да, край очень близок. Человечество заталкивают в пропасть. Этому быть. Но Русь жива, пока дышит Св. Православием. Не нужно никуда бежать, исполняйте Заповеди и живите мирно. Ничего не бойтесь! Господь любит и спасает любящих Его на всяком месте.
Отец Роман, как Вы считаете, нужно ли вводить в России монархию? Спасет ли это нашу страну? И кто из известных людей мог бы стать сегодня государем российским?
Иеромонах Роман:
- Монарх правит народом, а народом нужно еще стать. Да и где этот, Богом избранный? Рвущихся к власти и чести хватает с избытком, и есть великая опасность, что могут поставить самозванца. И человеку ли спасать? Если взять историю Византийской империи - кто только не был на императорском троне. Результат известен.
«И кто из известных людей мог бы стать сегодня государем российским?» Это уже только Господь знает. Да исполнится Его Святая воля! Душа болит о другом - мы вырождаемся!
Ирина:
Все просят молитв у иеромонаха Романа, а мы сами молимся за его здоровье?! Пошли Вам Господь крепость телесную и душевную, ясность разума и творческих радостей!
Иеромонах Роман:
— «Все исходящее от нас — на нас вернется». Благодарю за пожелание крепости душевной и ясности разума!
Благодарю всех, с кем пришлось общаться, прошу прощения, если ненароком кого задел, призываю Божие благословение и желаю всем Мира Христова в это мятежное время. Наступает пора испытаний.
Подготовила Наталья Лясковская
Никон
2015/10/31, 09:38:28
Спаси Вас,Господи, отец Роман! Вы помогли мне окрепнуть душой в тяжелое время материнской скорби. Ваши песнопения, стихи вытянули из горя и безумия. Многих лета Вам, Ангела-Хранителя и творчества. Молюсь о Вас. Р.Б. Зоя.
Зоя
2015/10/29, 18:48:09
Епископ Тихон (Шевкунов) вспоминал, как однажды услышал голос отца Романа, доносящийся из покоев Патриарха Пимена.
Оказалось, Святейший очень любит песни отца Романа и часто слушает его записи. Патриарх Пимен сам был «поэтом, прекрасным певцом и музыкантом, и он смог оценить и принять композиторское, песенное и поэтическое творчество отца Романа», говорит епископ Тихон (Шевкунов).
В конце 1980-х Россия заслушивалась песнопениями иеромонаха Романа. Под его удивительный голос с неподражаемой интонацией воцерковлялась Россия.

На книжных полках многих приходских библиотек по соседству с нетронутым глянцем легко найти потрепанные поэтические сборники с надписью на корешке: «Иеромонах Роман (Матюшин)».
С его песнями-молитвами, негромко, «не публично» звучащими с кассет, сроднились многие из тех, кто в трудные 90-е искал свой путь к Богу. На вопрос, чем вам дороги эти стихи, его почитатели нередко пожимают плечами: сложно сказать. Но едва ли не каждый второй при этом задумчиво произносит: «Я бы очень хотел с ним встретиться…».
В его скиту Ветрово живет огромный пушистый кот Барсик, на полках по периметру стен ― библиотека из сотен книг. Недалеко от кельи ― деревянная церковь в русском стиле. И ни единой души на несколько километров вокруг. Без лодки, без местного проводника сюда не добраться.
В мирском пространстве об отце Романе говорят и пишут разное ― от героических легенд до пошлых небылиц. Возможно, это неизбежное следствие того, что о его сегодняшнем дне практически ничего не известно. Впрочем, ничего особенного и не происходит, священник-поэт по-прежнему служит, трудится, пишет новые стихи и продолжает свой монашеский подвиг. Восемь лет он молчал — потерял голос, был «нем», но не глух ни к общественным событиям, ни к человеческому горю. Его сегодняшнее творчество — стихотворная публицистика, наполненная болью о мире, все больше погружающемся в «одноклеточное» существование.
Однако и в этих стихах виден «лирический герой» — монах и философ, о котором мы пока так мало знаем.
― На Ваше мировоззрение, творчество повлияли какие-то сильные впечатления детства и юности? Хотелось бы узнать немного о том времени, когда Вы еще не были ни монахом, ни поэтом.
― Вера была во мне с ранних лет, но укреплялась в молодости. Мать преподавала в школе, а, приходя домой, доставала потайной чемодан, вынимала оттуда иконы и молилась. Когда я заболел, она стала читать мне Евангелие. Оно было на русском языке, с прекрасными иллюстрациями. Из всего Евангелия я запомнил Христа и Иуду. И душа приняла Христа ― сразу, поскольку еще не знала грехов.
Но что такое вера без Церкви… Жизнь без исповеди, умножение страстей, когда ты без покаяния, без благодати варишься в собственном соку. В студенческом возрасте я стал искать смысл жизни вне церковных стен.
К кому бы ни обращался тогда, первый вопрос задавал такой: для чего вы живете? В поисках ответа хотелось прочесть Библию. Но священник, к которому я пришел с этим, дал мне только «Журнал Московской Патриархии»…
Самый трагикомичный момент ― я подошел к преподавателю философии и спросил: «В чем смысл человеческого бытия?». А он ответил: «Да брось ты об этом думать. Живи, как растение». Это меня убило.
Ведь так сказал тот, кто, кажется, уж точно должен был ответить студенту, для чего нужно жить. Человек — не растение. Даже кошка выше растения. Получается, что он мне и собачьей жизни не предложил.
Я подумал: ладно, пусть так. И занялся арифметикой: представил себе весы. На одну чашу я кладу свою временную жизнь, на другую — вечную.
Допустим, я проживу здесь восемьдесят лет. Хотя, для ровного счета, возьмем шестьдесят. Треть жизни мы спим ― вычтем ее. Ближе к старости начинаются костыли, аптеки, больницы… Остается всего два десятка продуктивных лет, из которых, может быть, наберется один счастливый год. Неужели этот год, да пусть даже десять лет, может заменить вечность? Даже если бы в ней ничего не было, если бы… И вообще, почему ты должен радоваться одному счастливому мигу, а потом ты умрешь и станешь удобрением. Был ли ты хорошим или плохим, нет разницы — ведь ты же удобрение. Меня поразил этот вывод, и следующая мысль была: «Господи, помоги! Сохрани от такого жуткого самоуничтожения, от пути в никуда». Я понял, что невозможно, проводя жизнь без Бога, стать человеком.
― Тогда к Вам и пришло решение оставить мир и связать свою жизнь с Церковью?
― Еще будучи школьником, я полюбил Божию красоту природы. Мог часами смотреть на холмы, на разлив Десны, на звезды. Хотелось жить так, чтобы никогда с этой красотой не расставаться.
И в предпоследнем классе школы я сказал, что поеду поступать в семинарию. Но мать попросила: сынок, дай мне хотя бы до пенсии доработать. Ведь в случае поступления ее бы просто выгнали, лишили учительского места. Пришлось поступать в университет, на филфак.
Но «искра» ― осталась, никуда не исчезла. Однажды, уже студентом, как-то попал на сакман. Это такая «точка» в степи: домик чабана, вокруг на десять-пятнадцать километров никого нет, только стада овец. И вот, в уединении, среди полыни вдруг родились такие строки:
Я хочу стать схимником, высохшим скелетом,
Быть длинноволосым, типа чернеца,
И в озерной глади видеть не поэта,
А лицо бродяги-мудреца.
Мне было восемнадцать или девятнадцать лет. Я ничего не знал ни о жизни в монастырях, ни того, где они находятся. Тогда никто ничего не говорил, не объяснял ― и вдруг мысли о монашестве.
Это был призыв, Господь стучал в сердце. И вот этот звук ― глас Божий ― стал слышен среди тишины и коснулся души.
Монашество я принял позже. Не мог оставить мать, сестра работала на Севере. После университета трудился в разных местах, пел в доме культуры.
Было такое состояние, когда тобой довольны все, и ты всем доволен, но отдаешь себя и ничего не приобретаешь. Люди расходятся, остаешься один на один с аппаратурой, и начинается встреча с собой.
Вдруг понимаешь, насколько ты нищ. Страшный момент… Почувствовал, что задыхаюсь, хотя меня никто не считал ни унылым, ни грустным. А в какой-то момент понял: дальше так жить не могу.
Мать была к тому времени устроена (впоследствии приняла монашеский постриг), и я ушел в монастырь.
― Как поэт, как человек творческий Вы сформировались, уже будучи иеромонахом?
― У меня были мирские стихи и песни. Первые тетрадочки ― самое детство, потом в десятом классе очень много писал. Были рассказы, несколько повестей, одна сатира… Все это уничтожил. И слава Богу.
Ведь это было творчество нецерковного человека ― что оно могло дать?..
Еще до перестройки, в восьмидесятые годы, принес свои сборники, прозу и поэзию, в Брянское издательство. Решил прийти в литературу «огородами» ― не через газеты и журналы, а как автор книг. Мне пообещали: посмотрим, приезжайте через месяц. И в следующую встречу, с уважением таким, говорят: издадим, только нужен «паровоз» ― стихотворение о Ленине и партии. Очень хотелось иметь свой сборник, но на сделку с совестью пойти… Если бы я исполнил тогда их просьбу, то был бы не знаю кем. И носился бы потом с этим сборничком: смотрите, какой я великий! Потом был бы второй сборник, третий ― а понятий-то духовных нет.
Только бы тщеславие росло. Милость Божия, что я боялся сфальшивить — и Господь сохранил от этого пути.
Помню, как уже в монастыре открыл одну из духовных книг — это была «Невидимая брань» Никодима Святогорца.
И был так потрясен, что чуть не заплакал. Читал и думал: вот что мне надо было в юности! А нас в университете кормили Боккаччо и ему подобными «шедеврами». Не хочу оценивать свою поэзию.
Но если поэтическое слово коснулось сердец слушающих или читающих и привело в храм Божий, то это и есть высшее предназначение поэзии. Тот, кто ходит перед людьми, а не перед Богом, еще не состоялся как личность: он не имеет опоры, ведь опора ― один Господь.
― Более десяти лет Вы пребываете совершенно один, в настоящей глуши, в скиту. Там легче пишется?
― По состоянию здоровья я ушел за штат, по благословению архиерея и старца ― в скит Ветрово. Сначала по болезни, а потом так и остался. Работаю там, пишу иконы, хотя не считаюсь иконописцем, только учусь. Меня всегда влекло уединение, в котором по-другому воспринимаешь красоту. Слышишь пение соловьев, разбойничий свист скворцов, крики журавлей. Не можешь надышаться ароматом цветущих лип. Не устаешь удивляться красоте белых лилий. А как прекрасен заснеженный лес! В любое время природа славит Бога.
Процесс творчества необъясним. Читаешь Псалтирь и вдруг видишь поэтическую строку «темна вода во облацех воздушных» ― это же такой образ! И я его, конечно, включил в одно из своих стихотворений.
Темна вода во облацех воздушных,
Черна вода моих прошедших дней.
Разные бывают состояния. Не пишу, когда не пишется. Быть ремесленником ― зачем? Если во мне что-то начинает звучать, стараюсь эту тему раскрыть, оформить в стихи.
Если ничего не звучит, лучше пойду почитаю, потружусь.
Работая над стихами, держу под рукой старославянскую Библию и словарь Даля. Это такая гармония… Откройте словарь, почитайте хотя бы о масти лошадей: вороной, пегий, саврасый… Сколько забытых слов!
Учим детей чирикать по-иностранному и забываем наш величайший язык.
Стихов у меня сейчас, изданных ― более тысячи. Но большинство из них не могу прочесть наизусть. Просто не запоминаю — зачем?.. Дай Бог нам, монахам, не забыть имя Божие — это самое главное.
А стихи — это только путь к Церкви. Понимаете — путь, а не самоцель. Цель — Христос.
― Ваш последний на данный момент сборник, вышедший небольшим тиражом в прошлом году, включает много гражданских, злободневных стихов. И называется «Одинокий путь». Кажется, Вы действительно во многом одиноки. Почему так? Это доля «пророка в своем отечестве»?
― Пророк ― это тот, кто говорит по воле Божией, и именно то, что Господь хочет сказать людям. А есть просто трезвый взгляд на происходящее. Если вижу, что ребенок ползет к горячему утюгу, не нужно быть пророком, чтобы сказать, что он обожжется. Если мы видим, куда все устремились, да еще с нарастающей скоростью — необязательно быть пророком, чтобы понять, куда придем.
Иногда стихи приходят после молитвы. Это как передышка для души, перед тем как нырнуть в окружающий мир. Иные пишутся на злобу дня. Возможно, их и не стоит называть поэзией в полном смысле слова — трудно на поэтическом языке говорить о нашей современности. Но как патриот не могу молчать. Хотя и «получаю» порой за это ― и слева, и справа. Стихотворения, выражающие гражданскую позицию, не всех устраивают.
У меня есть неизданная книга, называется «Ратные стихи». И пока нет издательства, которое согласилось бы их напечатать. Слишком ратные, говорят. Но монах, христианин — это воин Христов. Мне больно за свое Отечество, за свой народ ― не кривлю душой, потому и касаюсь этих тем.
Невозможно угодить всем. У Достоевского есть такие слова: «Мое направление, за которое не дают чинов». Кому-то нужно говорить, невзирая на лица, чины, не идя на компромиссы с совестью.
(Беседовали Дмитрий Андреев, Елена Сапаева.)

Иеромонах Роман (в миру — Александр Иванович Матюшин) родился 16 ноября 1954 года в селе Рябчевск Трубчевского района Брянской области. Учился на филологическом факультете Калмыцкого государственного университета. В 1983 году принял монашеский постриг в Псково-Печерском монастыре. В 1985 году рукоположен во иеромонаха. С 1994 года живет и служит в скиту Ветрово (Псковская епархия). Автор духовных стихов и песен, член Союза писателей России. В период с 1991 по 2008 год вышло в свет пять его поэтических сборников, а также песенные альбомы — «Все истинное, вечное — не здесь», «Вся Россия стала полем Куликовым», «Души моей святыня» и др.

СВЯТАЯ НОЧЬ
Святая ночь! Блаженство и покой!
Стою один под куполом бездонным.
И Млечный Путь Над мирною рекой
Несёт себя к туманам отдалённым.
Ни ветерка, ни звука, ни души.
Снега, снега повсюду под луною.
Забытый скит. Свеча в окне дрожит.
Следы зверей, ещё не зримых мною.
Величие мертво без тишины.
Она таит пути Богопознанья.
Созвездия застыли у сосны,
Снежинки озаряя ликованьем.
Из этих мест до Вечности – рукой.
Её дыханье за ближайшим стогом...
Святая ночь! Блаженство и покой.
Стою один. И сердце знает Бога.

иеромонах Роман (Матюшин)
Отцу Николаю (Гурьянову) с благоговением.
14 февраля 1994 г.
скит Ветрово
Никон
2011/01/30, 22:32:03
Готов ли иеромонах Роман принести в жертву Богу, свое творчество, свои духовные стихи, свои представления о духовном и духовной поэзии, готов ли он забыть о себе?

Подобный случай был с Иоанном Злотоустом (если я не ошибаюсь).
Филипп
2011/01/22, 06:16:56
Знаю давно и понимаю духовные произведения иеромонаха Романа,все у меня есть, в том числе и "Иерусалим", в т.ч. и в исполнении Жанны Бичевской. Но...авторское исполнение всех произведений неподражаемо и оставляет в душе такой след и свет,который не затмит даже мирская суета повседневья.: там нет искусства, поставленного голоса,что в приведенной одесситом записи,там смиренно рыдает ДУША,познавшая Господа и наши перед НИМ грехопадения....Весь образ жизни и покаяния Богом данного нам песнопевца,отличен от множества ...
И как сказал мне один иеромонах:" АФОН: -РАЙ ДЛЯ ДУШИ",так могла бы сказать о значении иером. Романе: "духовные песнопения его-сильный толчок к покаянному размышлению для всех нас и для каждого из нас".

Спасибо большое за сайт, выполненный с большой заботой и вниманием к посетителям!
Прошу молитв,братие:одолели искушения и суета,и обстоятельства. р.Б.Татиана
Татьяна
2011/01/21, 17:19:48
Благодарю Вас, отец Роман! Давно знаем и любим Ваши песни.
Только исправьте, пожалуйста, кто печатал, там надо, наверное, "безмолвный жест". Третья строфа с конца.
P.S. И подросткам будем давать слушать. Чтоб держалась наша Россия...(а живем мы в богоспасаемом граде Одессе)
р.Б.Мария
2011/01/17, 14:16:41
Эти стихи вызывают спазмы в горле. Но распятие бывает только раз.А во второй раз горе распявшим.И Россия была распята,но теперь поправляется. Кажется,это кому-то не нравится.
Серей
2011/01/16, 23:43:17
Спаси Господи Вас о. Роман за Ваш душеспасительный труд! Многая и благая лета Вам и Вшим сомолитвенникам!
Владимир
Добавить комментарий:
* Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Последние обновления на портале
Увещание ко Спасению или время созидать самих себя
Духовные горизонты Часть I
Духовные горизонты Часть II
Стихи для тех, кто любит Афон
Ум во Христе
О Любви и Благодати
Опыт, оплаченный жизнью, или практические советы из уст в уста
Земное счастье и небесное блаженство или почему мы не Боги?"
Ис­кус­ст­во борь­бы с по­мы­с­ла­ми Часть I
Ис­кус­ст­во борь­бы с по­мы­с­ла­ми Часть II
О самом простом I часть (Притчи для взрослых)
О самом простом II часть
О самом простом III часть
О самом простом IV часть
Монах и лестница Часть I
Монах и лестница Часть II
Сборник: О самом простом
Монах и лестница Часть III
Золотая ниточка (Притчи для детей)
Живи незаметно
Чистое сердце
Старец
Помыслы
Блуд
Рак, лечение
Тернистым путем к небу Епископ Варнава (Беляев) - Вступление
Тернистым путем к небу Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть I
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть II
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть III
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть IV
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть V
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть VI
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть VII
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) - Часть 1
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) - Часть 2
Житие прп. Симона Радонежского Смоленского
Свобода - это | Свобода | Дверь, которая нарисована на стене | Свобода Любви | Путь к свободе | Вкус Свободы | Умереть за Любовь| Скорби | Необходимое | Нечистая совесть | Окаменевшее сердце | Смерть | Жизнь | Союз сердец | Любовь | Высшая форма Любви | Преданность | Труд сердцем | Прямота | Стойкость | Умение любить | Верность | Деньги | Богатство | Духовное здоровье | Человек | Ум разум | Ум | Предательство| Улица детства | Язык Любви | Стихи о Любви | Вечная Любовь | Смысл Любви | Любовь правда | Правда| Молитвы| Любовь страсть | Любовь жизнь | Цельная Любовь | Здоровье души| Смирение | Истинное смирение| Смирение и ум| Смирение и страх| Смирение и мир| Преданность|

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Рейтинг@Mail.ru
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi & Илья

При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать
активную ссылку http://www.isihast.ru

Монах Симеон Афонский Смиренному сердцу невозможно причинить вред, ибо оно научилось прощать всех.


Монастырь Дивеево