Протоиерей Борис Старк
Притча об ленивом иноке
(Публикуется впервые)
Враг спасения очень хитер; он и в отношении ближних научает: о худом объявляет, а о хорошем молчит. Необходимо иметь крайнюю осторожность.
Если ты узнал худое, — не говори другим, хотя бы и под предлогом назидания. Худое не назидает, а развращает и подает дурной пример. Итак, да не возглаголют уста твои худых дел человеческих.
Как я говорю о добродетелях отцов, а сам ничего такого не приобрел и нисколько не преуспел! Как бы не исполнилось на мне сказанное о том, что научают ли иного, себя не научив». Когда будешь так говорить в себе, сердце твое будет умиляться и слова твои будут смиренные.
Ради смирения должно испытывать себя и сравнивать житие наше с житием прежде бывших отцов (прп. Иоанн Лествичник).
В одном монастыре был инок, который всю жизнь провел в лености и небрежении. Когда пришло время ему умирать, то братия того монастыря собрались к его смертному одру смотреть, как душа его будет разлучаться с телом. Так как безпечная жизнь инока была всем известна, то они думали, что смерть его будет мучительна, что инок будет тревожиться и безпокоиться за свои грехи.
Но что же они увидели на деле? Инок умирал покойно и с молитвою на устах. Все удивлялись его мирной кончине и стали спрашивать: «Скажи нам, брат наш, отчего ты так покойно и мирно умираешь? пб отношении к. ближним и доброделании всю жизнь свою провел в лености и небрежений?»
Умирающий отвечал: «Честные отцы! Я провел жизнь в лености, и еще недавно Господь послал Ангелов показать мне рукописание моих грехов, которых было много.
"Помнишь ли эти грехи?" — спросили Ангелы. "Помню, — отвечали, — но помню также и слова Господа: не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете (Лк. 6; 37). Я с того самого дня, как отрекся от мира и постригся в иночество, не осудил ни одного человека, не питал ни к кому злобы и всем все прощал. Да исполнятся же на мне слова Господа!"
Не успел я сказать этого Ангелам, как они тотчас разодрали рукописание моих грехов. Вот отчего я и умираю так спокойно и мирно: мне все прощено, потому что и я всем прощал». Сказав это, инок вскоре мирно почил.
Кто и с благой целью назидания пишет или говорит одновременно о воздержании и невоздержании, о смирении и гордости, о бедности и богатстве, о мирской греховной жизни и о жизни духовной, но о хорошем говорит немного, как бы вскользь, а страсти человеческие описывает во всей подробности, — тот читающих или слушающих его не назидает, а развращает, от добродетели влечет ко страстям и прелестям сего мира. Иногда что-либо худое — слышанное, читанное или виденное — надолго остается в памяти, помимо нашего желания лезет в голову и соблазняет.
Приходится немало бороться, пока полученное впечатление совершенно изгладится. И потому не любопытствуй ни о чем, что не касается твоего спасения, храни очи свои и слух от всего вредного.
Лучшие фото Бориса Старка
|