Протоиерей Борис Старк
А ты какой?
Святые отцы строги были к себе и снисходительны к ближним, а мы себе все прощаем, все дозволяем, а братиям своим стараемся выставить на вид и малые их недостатки, готовы за все с них взыскивать строго. Враг спасения, желая увеличить вину осуждения ближних, влагает нам осудительные помыслы именно в то время, когда сами совершаем не должное и преимущественно то, за что осуждаем других: едим не во время, — и являются помыслы осуждать некоторых за невоздержание в употреблении пищи; когда ничего не делаем или ленимся, — приходит мысль осудить собратий в нерадении, и так далее.
Значит, свои недостатки и грехи видим и осуждаем... в других. Поэтому будем внимательны к себе, — да не осудим братий, когда сами виноваты, может быть, еще в худшем.
С той же целью — увеличить вину — враг спасения более всего возбуждает нас осуждать тех, кои, преимущественно перед другими, должны пользоваться нашим уважением, именно: наставников, начальников, старших, благодетелей.
А ты какой?
Пришел инок к настоятелю и начал говорить про братий: тот такой, а этот вот какой. Все у него худые, себя не коснулся, сам он, конечно, лучше всех, но почему?.. По гордости...
Желая вразумить осудителя, настоятель спросил его: «А ты какой?»
Инок покраснел и ушел посрамленным.
Все мы слабы, немощны, грешны. Без греха один только Бог. Не ищи же совершенства у других, а сам старайся быть исправным и покажи пример.
Старайся замечать свои недостатки, свои врачевать грехи и страсти, а на недостатки других не обращай внимания. Ты за себя дашь ответ Богу, а не за других.
Если что худое увидишь у братий, приписывай врагу спасения, это он действует; не соблазняйся, но молись за согрешающих, чтобы споспешествующей благодатью они стали твердо против искушений вражеских. Для врачевства от страсти осуждения, злоречия, клеветы и хулы святые отцы велят смиряться...
|